«А лодка точно не перевернется?». Испытано на себе: как минчанка училась управлять яхтой

Стоит отметить со старта, управление яхтой — это не просто развлечение, а спорт и наука в одном флаконе. Новичку разобраться в этом хитросплетении бывает очень трудно, однако романтика паруса, свежего ветра и охлаждающих брызг никогда не перестанет притягивать свободолюбивые души. Подчинить себе волны и освоить нелегкое мастерство яхтинга попыталась корреспондент агентства «Минск-Новости».

Подписаться на новые приключения у меня получается легко, ведь осознание приходит гораздо позже, а иногда и вовсе в последний момент. Так случилось и с затеей покорить Минское море. Яхтинг? Конечно справлюсь!

По дороге в «Силу ветра» в голове крутилась песня «Яхта, парус» Валентина Стрыкало. Правда, путь мы держали не в Ялту, а календарь твердил, что еще не август. Но это не мешало моему настроению оставаться музыкально-поэтическим. Яхты около берега вдохновили еще больше. Вообразив себя хрупкой Ассоль, стала высматривать Грея. Но алых парусов так и не увидела, принц тоже не спешил на свидание. Выход был один: плыть за ним самостоятельно.

Знакомство с парусами

Для одних яхтинг — это регаты и спортивный азарт, для других — путешествия с друзьями, а для кого-то это походы за красивыми снимками. Передо мной же задачка стояла простая — никого не выкинуть за борт и самой вернуться на берег сухой.

Для занятий не нужна специальная экипировка. Мне посоветовали приехать в удобной одежде и обуви. Так что, как вы понимаете, на свидание к Грею я отправилась не в платье. Романический образ нарушили строительные перчатки, которые выдали для работы с веревками. Забыть про солнечные очки, головной убор и защитный крем — мое главное упущение. Но об этом, пожалуй, попозже.

Забравшись на одну из яхт клуба — глиссирующую килевую SV20, — я уже предвкушала наше путешествие.

— Чтобы отойти, нужно поднять один из парусов, — заметил инструктор Владимир Гармаш, и я тут же натянула перчатки, чтобы под все еще звучащую в голове музыку поднять грот.

Грот, генуя, спинакер, оверштаг, фордевинд… Это сейчас я смело бросаюсь незнакомыми многим словечками, тогда же лишь хлопала глазами, пытаясь уловить суть. Вначале все происходящее вызывало некоторое замешательство с элементами паники и нервную улыбку, но через некоторое время стало складываться в общую картину.

Из потока незнакомых слов потихоньку начали выделяться названия парусов и канатов, пришло понимание команд и действий, которые заставляют лодку двигаться, набирать скорость, поворачивать.

— Ветер несильный, да и он угасает, поэтому можем поднять стаксель и геннакер, — прокомментировал капитан.

Мне предложили помочь поднять один из парусов, на что я охотно согласилась. Следом попробовала остатки веревки (назовем по-простому, без терминологии) завязать в морской узел.

Солнце слегка припекало, но в то же время ветер создавал контраст. В какой-то момент показалось, что я на курорте, — расслабилась.

— Ну что, попробуете управлять яхтой? — вернул меня в реальность Владимир, кивая на руль.

Сейчас начнется что-то интересное…

Ветер, волны — кренит

Старт был довольно оптимистичным. Мы выбрали ориентир, который я должна была обойти. Ловко балансируя, почувствовала себя настоящим яхтсменом и вздернула носик. Мы набрали скорость — ветер начал играть с волосами, а вода щекотно касаться кожи. Из-за разгулявшихся парусов следующий ориентир оказался перекрыт.

— Руль на себя, на себя! — довольно громко проговорил инструктор, после чего я еще больше разволновалась и потеряла контроль.

Нас немного кренит, но руль в панике не отпускаю. «А лодка точно не перевернется?» — крутится навязчивая мысль, вопреки убеждениям, что такого с яхтой точно не произойдет.

— На себя! — еще раз повторяет Владимир, и я таки выполняю команду.

Выровнявшись, мы поплыли дальше.

— Не переживайте, это нормальная ситуация, — пытался успокоить тренер, пока я приходила в себя.

Владимир признался, что и сам в начале допускал немало ошибок. Все приходит с опытом, а он у него уже большой. Яхтингом увлекся еще в шестом классе, и с того заплыва прошло уже около 40 лет. Поступил в университет физической культуры, там занимался массовыми видами спорта.

— Парусной спецификации тогда еще не было, — говорит Владимир.

Свое первое занятие помнит до сих пор. Когда только пришел, его тренер тут же посадил на «Кадет» к опытному рулевому. Он по ходу рассказывал про расположение парусов, направление ветра.

— Так и началась моя учеба, сразу с практики, — вспоминает собеседник. — Потом уже было все по плану — теоретические занятия, где нам рисовали и объясняли, что да как. Дальше осваивали «Оптимист», как и эти ребята, что плавают здесь.

«Оптимистом» называют гоночный одноместный швертбот со шпринтовым парусным вооружением. Он, как правило, применяется для обучения детей основам парусного спорта. На Минском море сейчас немало подростков, обучающихся яхтингу в специальных летних лагерях. К слову, среди них есть и девочки.

— После — первые регаты… и пошло-поехало, — продолжил рассказ инструктор. — Присмотрел, где лучше располагаться на яхте, как нести паруса и огибать знаки, как вести лодку, научился грамотно стартовать и финишировать, досконально изучил правила соревнований.

Одновременно с повествованием Владимир регулировал натяжение многочисленных канатов и менял положение паруса при поворотах, отпуская и фиксируя его свободный конец. Заметив, что я подустала, предложил сменить рулевого.

В перерывах между поворотами мы работали «на открене» — перебегали то на левый, то на правый борт лодки. Таким образом за счет веса команды регулируется угол наклона парусника и, соответственно, его скорость.

Когда море — второй дом

Самое интересное в яхтинге — это, конечно же, регата, гонка парусников. Бывает, что ее маршрут проходит через несколько разных стран, а бывает, что соревнуются на трассах, проложенных внутри одной бухты или акватории.

Максимальная скорость, которую может развить небольшая яхта, — 12 узлов (около 20 км/ч). Несмотря на это азарт зашкаливает. Особенно когда яхтсмены сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами.

— В Испании был случай, когда при сильном ветре нас подбросило и выкинуло за борт, — вспоминает Владимир. — Но мы находились в страховке и в спасательных жилетах, что и выручило. За счет фиксации за леера меня не унесло, и я выбрался. Все же самые лучшие тренировки — это гонки.

Тем временем мы поменяли курс и пошли к берегу. Ветра сначала не было, из-за чего плыли медленно.

— Устали? — интересуется инструктор. — У меня на днях были курсанты, так они тоже утомились за всю тренировку. Ветер «выключился», поэтому пришлось подгребать веслами. В итоге на воде провели три часа.

Призналась, что хочется поскорее спрятаться в тень от припекающего солнца.

— А вы за все это время не уставали от парусного спорта? — спрашиваю у тренера.

— Ни разу не перегорал, — тут же ответил Владимир. — Вода — мой второй дом, не могу без моря и яхт. Дело даже не в гонках, прийти и спокойно поплавать тоже люблю. Все еще тянет…

— Есть ли какие-нибудь приметы у яхтсменов? — задаю еще один вопрос, пока капитан снимает паруса.

— Ничего перед гонкой не давать. Могут попросить плоскогубцы или воду — лучше отказать, иначе плохо придешь, — рассказывает Владимир. — А вот примета про женщину на корабле — полнейшая ерунда.

Яхта пришвартована, эмоции получены, как и загар с ярко выраженной линией от перчаток. Повезло, что принца Грея так и не встретила, все равно бы сбежал. В следующий раз, наивная Ассоль, не забывай солнцезащитный крем, очки и головной убор.

Ввязалась ли бы я в подобное приключение еще раз? Да! И еще раз да! Несмотря на сорвавшееся свидание, в прогулке на яхте увидела свой неповторимый шарм. Азартным людям же стоит быть осторожнее — в эту стихию можно влюбиться на всю жизнь.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ