А У НАС ВО ДВОРЦЕ. «Под его сводами нет нафталина»: комплекс на ул. Маяковского

Новый проект газеты «Вечерний Минск» «А у нас во дворце» посвящен домам культуры Минска.

дворец культурыНе только в советское, но и в постсоветское время они приглашали желающих в кружки и группы по интересам, а также на концерты, праздники и народные гулянья. Мы расскажем, чем сегодня живут столичные дома-дворцы, охотно ли их посещают минчане и не стали ли многочисленные торговые центры заменой этим культурным учреждениям.

Первый комплекс, о котором пойдет речь, торжественно открыл свои двери 55 лет назад. Как и все дворцы в советское время, он был ведомственным, принадлежал камвольному комбинату, а несколько лет назад ему придали статус муниципального.

Получили в наследие

Многие годы в «Текстильщиках», как называли это место минчане, базировались музыкальные коллективы, работали кружки, на сцене выступали именитые артисты. Но после развала большой страны предприятие практически перестало обращать внимание на здание и на все, что происходило внутри: продержаться бы самим — продать продукцию, выдать зарплату. В итоге комплекс приказал долго жить. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, дело в свои руки взял градоначальник Михаил Павлов. По его инициативе Дворец культуры камвольного комбината перешел в коммунальную собственность Минска.

Именно благодаря Михаилу Яковлевичу столица получила свой муниципальный дворец, который мы сегодня имеем, — говорит директор Минского городского дворца культуры Николай Казюлин.  В сентябре 2007 года его передали на баланс города, он сменил название на государственное культурно-просветительное учреждение «Дворец культуры «Лошицкий». И хотя бюджет на ремонт здания был предусмотрен, разработка проекта реконструкции сильно затянулась.

Спустя три года документ наконец лег на стол строителей, однако с финансированием в ту пору было туго, и, не успев начаться, работы приостановились. Представьте себе, что за период консервации происходило со зданием: из-за дырявой крыши снег и дождь попадали внутрь, портя все вокруг. Не пощадило время и сграффито, созданные белорусскими художниками на фасаде.

Н. Казюлин, возглавив администрацию дворца в 2012 году, получил советское наследие в плачевном состоянии, но сдвинуть реконструкцию с мертвой точки все же удалось.

Здание, где мы сейчас находимся (на ул. Маяковского, 129. — Прим. авт.), в ту пору еле дышало. Наш же офис располагался на ул. Физкультурной, — вспоминает он.  Там находился штат сотрудников, работали кружки, студии, проводились выставки. А мы не переставали думать о переезде в комплекс. Наше ожидание длилось шесть лет, но, честно, оно того стоило.

По словам директора, архитекторы очень хотели сохранить все лучшее, но техническая экспертиза отклонила многие задумки из-за негодности конструкций и фасада. Что-то приходилось исправлять прямо в проекте, который к тому моменту технологически устарел.

Я не давал жизни строителям, мешал проектировщикам… Всегда старался вникнуть в суть, поэтому много времени проводил на совещаниях в УКС Ленинского района, — продолжает Н. Казюлин.  Благодаря этому удалось заменить серую плитку, которая должна была лежать в холле, на керамогранитные плиты, а также люстры, выглядевшие слишком вычурными для современного здания.

Лавандовый зал

Минск получил свой дворец культуры три года назад. Стильный современный комплекс открыли ко Дню Победы, и люди увидели, что же там появилось после стольких лет запустения.

Красивый холл, удобный гардероб, большой зал на 612 мест. Телеведущая Светлана Боровская из-за цвета стен назвала его лавандовым. Согласитесь, звучит красиво, — улыбается Н. Казюлин.

Кстати, о фирменном стиле — фиолетовом. Тут нельзя не обмолвиться о некотором стечении обстоятельств: как раз когда шла реконструкция и подбирали цвет для внутреннего оформления помещений, жена Николая Викторовича подарила ему фиолетовую рубашку. В ней он пришел на работу и получил массу комплиментов.

Сказали, что выгляжу моложе. Вот и выходит, что и стиль нашего дворца подчеркивает молодость и оптимизм.

В комплексе довольно быстро начали открываться кружки и клубы, получили постоянную прописку народные коллективы и концертный оркестр «Немига».

В рамках государственно-частного партнерства был запущен проект «Творим и создаем под сводами дворца», благодаря чему появились танцевальные классы, школа лепки и многое другое. А чтобы все это вывести на столичный уровень, решили дважды в год проводить отчетное шоу «Дворцовый переворот», — рассказывает руководитель.

Сотрудники комплекса вели работу с общественными объединениями, предоставляли площадку под слеты и форумы. Слава о нем разлетелась далеко за пределы МКАД, сюда стали приезжать белорусы из других городов, а также россияне.

Туристическая фирма из Санкт-Петербурга облюбовала наш зал для ежегодного фестиваля «Я могу!», где дети и подростки показывают свои таланты. Когда спрашиваю организаторов, почему именно мы им интересны, отвечают: под нашими сводами нет нафталина. Это приятно и ответственно одновременно, — отмечает Николай Викторович.

И с сожалением добавляет, что вот уже почти год гости из соседней страны не могут попасть в Беларусь из-за коронавируса, да и в целом пандемия сильно ударила по рентабельности комплекса.

Жизнь после ковида

Первую волну коронавируса весной 2020-го многие запомнят на всю жизнь. В один момент люди перестали посещать театры, выставки, кафе и другие заведения. Опустели и студии Минского городского дворца культуры, оркестру «Немига» пришлось уйти в отпуск, так и не отпраздновав 30-летний юбилей. Но, как говорится, все течет, все изменяется… Директор показывает мне план мероприятий учреждения на нынешний год. Впечатляет!

Весь январь был расписан: проходили мастер-классы, концерты, спектакли. Здорово, что люди начали снова жить полной жизнью, — радуется собеседник.  В феврале пройдут фестиваль «Сузор’е», открытые уроки в студиях, выставка творческой мастерской «Чароўныя колеры», отчетные концерты и многое другое.

И все же Н. Казюлин осторожничает, говоря о перспективах. Например, весной коллектив хотел бы показать спектакль, поставленный собственными силами, а вернувшийся из отпуска оркестр репетирует юбилейную программу. Сейчас дворец активно продвигает себя в соцсетях.

Хоть я и сторонник общения с людьми глаза в глаза, но от онлайна никуда не деться. Мы развиваем сайт и наши группы в Сети, сделали видеотур по комплексу, регулярно публикуем информацию о том, как работают коллективы и кружки, ведем прямые трансляции с занятий, — рассказывает Николай Викторович.

Напоследок интересуюсь, удалось ли обновленному дворцу стать местом притяжения жителей не только Лошицы, Ленинского района, но и всего города. И получаю от директора утвердительный ответ, подкрепленный опросом посетителей: сотни положительных отзывов на сайте, письменные благодарности персоналу и оценка 5 из 5. Все это стало возможным, считает Н. Казюлин, только благодаря слаженной работе коллектива главного столичного дворца, который трудится под сводами под лозунгом: «Движение — это жизнь!».

Справочно

В штате Минского городского дворца культуры около 120 человек, из них 46 — музыканты оркестра.

Фото автора, Павла Русака и Сергея Лукашова

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ