А вы знаете, где еще есть ворота Минска помимо вокзала? Репортаж с экскурсии-квеста по рабочему поселку

Учащиеся Минского государственного профессионально-технического колледжа монтажных и подъемно-транспортных работ придумали экскурсию-квест по Тракторозаводскому поселку. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» оценили задумку.

Нам повезло: на территории Партизанского района есть промышленные предприятия — гиганты эпохи индустриализации. Минский тракторный завод в их числе. Думаю, побывать в цехах, посмотреть, как рождаются легендарные тяжеловесные машины, захотели бы многие иностранные туристы, — рассуждает преподаватель английского языка колледжа Анна Уэльская.

Она сертифицированный экскурсовод. Получила возможность трудиться гидом еще в университете, прошла для этого специальные курсы. В прошлом году вместе с учащимися разработала пеший маршрут по Тракторозаводскому поселку. Он развивался параллельно со строительством тракторного завода. Прекрасное место, чтобы изучать историю города.

Экскурсия получилась интерактивной: для ее прохождения надо было выполнить задания и отгадать парочку загадок.

Мы познакомимся с архитектурой рабочего поселка, узнаем быт тех, кто его населял, и раскроем секрет завода, с которым и связано появление соцгородка, — поясняет собеседница.

Экскурсию-квест для новобранцев колледжа проводят их старшие товарищи второкурсники.

Круг первый

Мы находимся в историческом месте — на транспортном разворотном кольце. Оно одно из первых в городе, устроено в начале 1960-х. Сохранилось до сих пор. Курсирует здесь один лишь троллейбус маршрута № 49. Позади нас — бульвар Тракторостроителей, впереди — ул. О. Кошевого, такая стройная и нарядная.

Алексей, капитан команды, получает карту местности и первые задания.

Улица застраивалась в начале 1950-х. В основном 3-этажными зданиями, расположенными на одной линии. До сих пор здесь сохранились на первых этажах многочисленные торговые лавки: аптека, оптика, продуктовые, магазин тканей и фурнитуры.

Гуляя по ул. О. Кошевого, не забывайте рассматривать нарядные здания, интересную архитектуру. Найдите самый красивый дом, который выбивается из линии, а также сфотографируйте башенки, венчающие крыши зданий, — зачитывает задачу команде Алексей.

Достаем смартфоны — и в путь.

Послевоенная застройка, а как сохранилась! — удивляются мальчишки, глядя на исторические домики.

А мне нравится, что у каждого из них свой дворик-палисадник, — замечает один из них.  А вот и башня! Я первый ее нашел.

Остальные, чтобы впредь не пропустить нужный архитектурный элемент, задирают головы вверх и стараются не отвлекаться на посторонние разговоры. Позже узнают: башни, которые ищут, не просто декоративный элемент, они акцентируют границы кварталов. Архитекторы, застраивающие рабочий поселок, наделили его очень стройной планировкой.

Львы в городе

Ну где вы так долго ходите, — досадно замечают станционные смотрители.

Это ребята с красными повязками на руке. Их задача — встретить команду, проверить у них задание и озадачить новым.

Мы останавливаемся возле необычного дома со львами и лестницей у входа во двор. Это жилое здание выделяется архитектурой.

Пока мы здесь стояли, нам бабушки столько всего рассказали, — говорит второкурсник Никита.  Видите, на детской площадке небольшие бетонные сооружения. Они не для игр. Так выглядит вентиляция бомбоубежищ, которые есть в каждом здании. А еще местные говорят: когда здесь прокладывали коммуникации, были найдены захоронения. После освобождения Минска от фашистских захватчиков строительством поселка занимались военнопленные.

Для Никиты, кстати, это родная местность. Он живет неподалеку.

Тут тихо. Район очень спокойный. Посмотрите, кто здесь на страже порядка: бабушки на каждой лавочке, — улыбается парень.

И действительно, наша компания не остается незамеченной ни у одного дома. С нас просто глаз не спускают.

Детские игры

До появления мобильных телефонов школьники проводили свободное время на улице, во дворах. Нам следует отыскать один из символов детского соцгородка — скульптуру девочки на самокате. Ориентир — большой желтый бетонный забор с граффити по мотивам сказок, — зачитывает очередное задание Алексей, и мы отправляемся в глубь дворов рабочего поселка.

Они были закрытыми, строились так, чтобы в окружении нескольких домов оставалось большое пространство. Использовали его для культурно-массовых мероприятий. Например, проводили свадьбы и прочие праздники. Выносили на улицу столы и гуляли всем двором. Жили одной большой семьей. Дворы украшались скульптурами. Как раз одну мы уже нашли — ту самую девочку с самокатом.

Правда, между участниками команды возник спор: девочка ли это? Поскольку у юной барышни была испорчена прическа — отколот один хвостик сбоку, ее издалека приняли за мальчишку.

Ребята, назовите советскую игру, — предлагает испытание второкурсник Кирилл.  Участник берет тряпку и бросает ее в рядом стоящего, сопровождая сие действо словом, которое и есть название игры. Задача последнего — побыстрее отбиться, задеть тряпкой следующего участника, иначе грязный статус закрепится за тобой до конца дня.

— Сифа! — выкрикивает Назар, вызывая неожиданными познаниями легкое удивление у однокурсников.

А ты интересный человек! — смеются мальчишки.

Назар говорит, что всё детство провел во дворах Серебрянки. Там жила его тетя, часто у нее гостил. Время проводил на улице, дети из соседних домов были очень дружны.

— Поэтому я знаю все дворовые игры, — утверждает Назар.

Действительно, он без заминки отвечал на вопросы станционных смотрителей: «Казаки-разбойники», «Горячая картошка», «Вышибалы», «Джамбо», «Светофор» и пр. Проблема возникла лишь с идентификацией девчачьей забавы — «Резиночки».

Век машин

Следующая станция находилась недалеко от проходной тракторного завода. Здесь от смотрителей дети узнали тайну легендарного промышленного гиганта.

Ничего не напоминает? — указывает второкурсник Андрей на две невысокие башни, расположенные у входа на предприятие.  Еще одни ворота Минска.

Ребята согласились: архитектурный ансамбль уж больно напоминает знаменитых близнецов на железнодорожном вокзале.

Где-то в 1930-е годы на этом месте начали строить авиационный завод для производства бомбардировщиков Як-9. Но война нарушила планы. Территорию оккупировали фашисты — ремонтировали здесь свою боевую технику. Уже в мирное время было принято решение производить на этом заводе тракторы, а не самолеты, — рассказывает юный организатор квеста Андрей.  С тех пор тут выпустили почти 4 млн единиц сельхозтехники.

В завершение экскурсии ребята познакомились с площадкой для игры в городки, которая расположена возле бульвара Тракторостроителей. А потом поделились впечатлениями от путешествия. Оказывается, они совсем мало знают о столице!

Компетентно

Людмила Филиппович, заместитель главы администрации Партизанского района:

Наш район — крупнейший промышленный центр столицы, в котором работают более 140 производственных предприятий. Из них 21 — заводы-гиганты. Впервые открыл свои цеха для экскурсий тракторный завод, инициативу подхватили и другие. Они проводят образовательные и профориентационные встречи со школьниками начиная с 9-летнего возраста. Предприятия создают свои музеи, мы проводим там совместные уроки истории и обществоведения. Ребята видят, что в цехах работать комфортно и интересно. Наши учащиеся разрабатывают и авторские маршруты по знаковым местам Партизанского района, с азартом включаются в экскурсионную и краеведческую деятельность. Например, на сайте районного управления по образованию есть интерактивная карта с виртуальными экскурсиями. Сегодня наш район — прекрасное место для образовательных путешествий.

Фото Тамары Хамицевич

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ