А вы знали, что в мире более 20 видов дождя? В музее минской гимназии собраны неожиданные факты об осадках

Единственный в Беларуси музей дождя находится в минской гимназии № 19. О том, какими бывают осадки, что такое лепень и как долго придется ждать дождя в Антарктиде, — в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».

В зале библиотеки гимназии к потолку подвешены разноцветные зонтики. Этот элемент декора здесь неспроста: в книгохранилище развернули научную деятельность сотрудники детского научно-исследовательского центра «Гелиос». Они показывают гостям, как можно опытным путем получить осадки.

Вы находитесь в музее дождя, объясняет ученый и по совместительству экскурсовод Стефания Войтюк.

Экспозиция мобильна, как и сама лаборатория. Ее привозили в Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, во многие школы и гимназии Минска.

Мир науки для молодого и амбициозного коллектива «Гелиоса» открылся сравнительно недавно.

Год назад после просмотра мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» у нас возник вопрос: какие виды дождя на самом деле существуют? вспоминает Сабина Мойжик. — Вот мы и стали изучать это природное явление.

Сотрудникам лаборатории по 7-8 лет. Это ребята из гимназии, за которой в городе закрепился статус экологической. На протяжении полувека педагоги этого учреждения образования учат детей жить в гармонии с природой.

Посчитали: в мире более 20 видов дождя. Они бывают опасными, например кислотными, а еще экзотическими — из лягушек, рыб, насекомых, камней. Правда, в Беларуси такие оригинальные осадки не встречались, продолжает Сабина.

Зато есть лепень! дополняет коллегу Стефания. — Это дождь вперемешку со снегом. Он идет каждую зиму и осень. Можно сказать, это наш национальный дождь.

Второклашки подходят к глобусу. На нем — флажки в виде туч и солнца. Это своеобразный путеводитель для тех, кто хочет изучить явление природы во всем его разнообразии.

Считаю, лучшее для наблюдений за дождем место на земле — Гавайи. На этом острове осадки выпадают 350 дней в году! А в Таиланде посмотреть на капли, летящие с небес, можно только ночью: днем дожди попросту не идут, продолжает маленький ученый.

А вот куда ехать не рекомендовали, так это в Антарктиду — там хляби небесные не разверзались более 2 миллионов лет.

Мы успели провести экскурсии для всей начальной школы. У нас были даже учителя и родители, замечает Стефания.

Экспонатов в музее не счесть. Здесь представлены макеты, рисунки, поделки на тему дождя. Все создано руками детей. Особого внимания заслуживает лаборатория. Нам ее показывает второклассник Ваня Платковский. Он поправляет на носу очки, как истинный ученый, берет в руки пробирки с жидкостью.

— Это экземпляры осеннего, зимнего и весеннего дождей. С помощью бумажного индикатора измерили их кислотность. Повышенного уровня вредных химических соединений зафиксировано не было. И это нас очень порадовало, серьезно заявляет он.

На протяжении года маленькие ученые скрупулезно изучали всевозможную информацию о дожде: просмотрели 19 мультфильмов, прочитали 37 историй и сказок.

А Стефания Войтюк познакомилась с опытом индейских племен, которые придумывали интересные приспособления для вызова осадков. В результате сделала свой посох дождя — инструмент, представляющий собой полую деревянную трубку, заполненную крупой. Девочка аккуратно переворачивает посох — рождается тихая мелодия, напоминающая шум моря.

Кстати, в лабораторных условиях дети научились моделировать облака, получать дождь, создавать модель загрязнения Мирового океана кислотными осадками. На этом пытливые умы останавливаться не собираются — планируют взяться за ветер!

На базе гимназии, где учатся маленькие ученые, работает ресурсный центр образования для устойчивого развития (УР). Здесь проходят семинары, мастер-классы, круглые столы для педагогов со всей Беларуси. Это одно из первых учреждений, которое стало популяризировать ценности УР.

В гимназии у каждого класса — свой экологический проект. Одни борются с пластиковой посудой, другие оберегают братьев наших меньших, третьи дают ненужным вещам вторую жизнь.

Справочно

  • В гимназии № 19 появилась первая в республике школьная экопарковка для велосипедов. Она укреплена специальной газонной решеткой, благодаря чему корневая система растений не страдает.
  • Директор гимназии Анатолий Муравьев удостоен редкого престижного нагрудного знака Минприроды «Ганаровы эколаг».
  • В каждом классе установлены несколько урн для раздельного сбора мусора.
  • Работа гимназии построена на принципах экологического менеджмента (учреждение имеет два сертификата соответствия, в том числе международный). Это значит: здесь прививают бережное отношение к природе, демонстрируют успехи в сфере энергоэффективности, потребления и обращения с отходами.
  • Дети собирают пластиковые крышечки, а потом создают различные панно. К нашему приходу, например, сделали эмблему цели № 13 устойчивого развития. Она призывает всех принять меры по борьбе с изменением климата. В гимназии планируют таким образом проиллюстрировать все 17 целей УР.

Фото Сергея Лукашова

Самое читаемое