АЭС похожа на чайник? Как рассказывают школьникам об атомной энергии в Национальном детском технопарке

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в Национальном детском технопарке и поняла, почему дети утверждают, что «здесь весело и интересно!».

Волшебная пилюля

В информационном центре по атомной энергии Национального детского технопарка ученики СШ № 42 на планшете сражаются с пришельцами. По сценарию на АЭС напали инопланетяне, которые хотят лишить электричества целый город. Школьники вызывают помощь с воздуха и из кабины вертолета нейтрализуют летающие тарелки.

Ребята используют приложение «АЭС на ладони», которое бесплатно можно скачать на телефон либо планшет. Наводят экран на специальную картинку с метками — появляется атомная станция в дополненной реальности. Теперь можно прогуляться по ней, увидеть, как все здесь устроено, а также отразить атаку вредителей.

В это же время у сенсорного киоска с флеш-играми кипит другая работа — в дело идет «Атомное мемо»: ребятам нужно успеть отыскать парные картинки. Есть еще возможность поучаствовать в строительстве АЭС, а для самых маленьких предлагают «Атомную азбуку». Кстати, эти игры можно найти на сайте информационного центра по атомной энергии.

Ученики 1–4-х классов, которые посещают летний школьный лагерь, пришли в информационный центр по атомной энергии, чтобы побольше узнать об АЭС.

— Мне понравился универсальный радиометр — нужно встать на платформу, и он рассчитает уровень твоей радиации, — рассказывает второклассница Даша. — А еще урановая таблетка. Она такая маленькая, всего сантиметр длиной, но с ее помощью вырабатывается очень много энергии! Одна такая таблетка заменяет целый вагон каменного угля.

Почти как в чайнике

Наше внимание привлекают ребята, которые собрались около «Умного чемоданчика» и отвечают на вопросы викторины.

— Правда ли, что все предметы можно разделить на мельчайшие, очень нужные и полезные частицы — атомы? — спрашивает инженер по научно-технической информации, радиационный химик Мария Хамицевич.

— Да! — отвечают дети и поворачивают тумблер в чемоданчике.

— В состав атома входят яйца, молоко, мука. Так ли это?

— Нет! — и следующий тумблер остается на прежнем месте.

Когда со всеми каверзными заданиями школьники справились, Мария нажимает кнопку — и ночной город на картинке загорается разноцветными огоньками. Это значит, что ребята правильно ответили на вопросы.

Следующий пункт программы — макет, который демонстрирует принцип работы АЭС при помощи бытовых приборов. Чтобы наглядно показать, как что происходит, для примера взят чайник. Он нагревает воду и превращает ее в пар. Тот вращает турбину, соединенную с генератором, который преобразует механическую энергию в электрическую. Она по линиям электропередач подается в дома — и в демонстрационном домике загораются лампочки.

Ловушка для топлива

Менеджер информационного центра по атомной энергии Анастасия Королёва на макете реакторного зала рассказывает о системе безопасности АЭС:

— Если ни один из 15 компонентов четырех дублирующих контуров безопасности не сработал и раскаленное топливо расплавляет корпус реактора, то в дело вступает ловушка расплава. Топливо попадает не в землю, не в грунтовые воды, а именно в эту чашу. Там есть жертвенный материал, который позволит содержимому остыть, и тогда его можно утилизировать. Еще один компонент безопасности — графитовый стержень, который крепится на электрических магнитах. В случае экстренной ситуации происходит отключение электроэнергии, стержень опускается в реактор и тормозит цепную реакцию.

Умные каникулы

Пришло время фильма «Загадки атома». Он предназначен для самых маленьких посетителей центра. Для старших ребят и взрослых есть картины об утилизации ядерных отходов, о ядерном топливе и даже о ледоколах и об атомных подводных лодках.

— К нам на экскурсии приходят не только школьники, но и студенты, в том числе профильных вузов. Взрослым очень интересно послушать о системах безопасности, как станция отреагирует на аварийную ситуацию. Учителям физики и химии рассказываем про ядерный топливный цикл от начала добычи урановой руды до захоронения отходов. Даже они узнают много нового, задают дополнительные вопросы, — говорит М. Хамицевич. — Один из распространенных — что делать с отходами АЭС. В будущем люди научатся использовать и их. Поэтому их сейчас захоранивают с таким расчетом, чтобы потом можно было извлечь. И пригодятся такие запасы не только для добычи электроэнергии. Там есть ценные изотопы, которые можно будет применять в медицине.

После просмотра фильма ребята возвращаются к играм: решают головоломки, рассматривают макеты, фотографируются в специально оборудованной фотозоне. «Здесь весело и интересно!» — резюмируют они.

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ