Агентству «Минск-Новости» — 20 лет. Вспоминаем по нашим статьям, как все эти годы развивался общественный транспорт

В начале 2001-го оставалось более полугода до открытия станции метро «Могилевская». Ни о какой цифровизации транспортной сферы речь не шла. Да что там говорить, даже «Минсктранса» еще не было. О том, как развивался столичный пассажирский транспорт, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

20 лет назад схема управления транспортной отраслью города отличалась от нынешней. В Мингорисполкоме за эту сферу деятельности отвечало производственное управление транспорта и связи (ПУТИС). А непосредственные перевозчики — «Минскпассажиравтотранс», «Минскгорэлектротранс», «Минский метрополитен» — подчинялись разным ведомствам. Еще до развала СССР знаток столичного пассажирского транспорта Евгений Етчик в книге «Минск. От конки до метро» предположил, что в недалеком будущем «исчезнет мешающая делу разобщенность транспортных ведомств». Но случилось это лишь в ноябре 2003 года, когда эти предприятия объединили в одно огромное — «Минсктранс».

Положение отрасли было тогда не ахти. Как минимум плачевное состояние подвижного состава и нерегулярность движения общественного транспорта. Например, городского автобуса можно было ждать полчаса, да так и не дождаться.

Постепенно в транспортные парки Минска начал поступать подвижной состав белорусских производителей. Уже в 2007-м привычные нескольким поколениям горожан «Икарусы», «ЛАЗы» и «ЛиАЗы» сменили «МАЗы». Через год-два вывели из эксплуатации и старые российские троллейбусы «ЗиУ», «Тролза», несколько украинских моделей, их заменили отечественные «Белкоммунмаш». В начале 2000-х пассажиры опробовали и первые трамвайные вагоны, произведенные на этом предприятии. Но еще какое-то время по рельсам бегала и импортная техника: несколько немецких и чешских вагонов, а в основном видавшие виды «РВЗ».

Так или иначе, в первом десятилетии производственная база «Минсктранса» обновилась как никогда.

Впрочем, уже в 2016 году из материалов газеты «Минский курьер» читатели узнали, что примерно 750 автобусов и несколько десятков троллейбусов снова полностью выработали свой ресурс. Очень кстати пришлись II Европейские игры, к которым удалось серьезно обновить подвижной состав «Минсктранса». И этот процесс продолжается.

С 2017-го столичных пассажиров начал возить новый вид транспорта — электробусы. Несмотря на дороговизну, сегодня их в городе около 90. Правда, пока запаса заряда аккумуляторов хватает ненадолго, эти машины ставят на короткие маршруты. Но последние электробусы, поступившие на предприятие, обладают запасом автономного хода уже до 50 км. В мае ожидается поступление четырех машин нового поколения: они смогут заряжаться ночью в транспортных парках и способны будут пройти без подзарядки до 150 км.

Что касается троллейбусов, то сегодня Минск обладает крупнейшей троллейбусной сетью в мире по количеству маршрутов и занимает 2-е место по численности подвижного состава. В столице взят курс на постепенную замену отработавших свое троллейбусов на бесконтактные, способные идти до 20 км на автономном ходу.

Цифровая эра

Сейчас у нас много способов узнать время прибытия нужного транспорта на остановку. А на соблюдение расписания грех жаловаться…

Еще в конце первого десятилетия нынешнего века начали реализовывать проект по внедрению автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) городским общественным транспортом, основанной на спутниковой системе навигации. Диспетчеры смогли наблюдать за движением подвижного состава онлайн, следить за отклонениями от расписания. Используя эти возможности, в 2010 году в «Минсктрансе» открыли центр управления движением наземного общественного транспорта.

В 2012-м в столице появились первые электронные табло с информацией о прибывающем транспорте на нескольких остановках. Сегодня ими оснащены около четверти остановочных пунктов Минска.

Также цифровизация коснулась системы оплаты и контроля проезда. В 2014-м более 2 500 единиц подвижного состава оснастили валидаторами — устройствами для считывания информации с бесконтактных смарт-карт. Со временем появились дополнительные вариации электронных проездных билетов — не только на привычные периоды, но и на разное количество поездок, на несколько суток. Правда, пассажиры так и не дождались билетов на короткие промежутки времени с возможностью пересадок.

Прогресс под землей

С начала века подземка расширила свои владения почти на 19 км, на них разместились 14 станций. Наши корреспонденты делали репортажи не только с открытия новых участков метро в 2001, 2005, 2007, 2012, 2014, 2020 годах, но и со стройплощадок, встречались с проектировщиками и инженерным составом. В газете находили отражение и другие важные моменты работы метро, о которых не все уже помнят. Например, появление 5-вагонных поездов вместо 4-вагонных (на 1-й линии — в 2002-м, на 2-й — в 2009-м), остановка почти на 5 месяцев пересадочного узла «Октябрьская» — «Купаловская», когда в 2008-м меняли три ленты эскалатора на четыре, обустройство первой подъемной платформы на станции «Первомайская» в 2015-м, будни и праздники французского механизированного щита с белорусским именем «Алеся»… К слову, пик перевозок в столичной подземке пришелся в этом веке на 2013–2014 годы (в среднем 873–900 тысяч человек в сутки).

Минчане не зря гордятся своим метро и предпочитают этот вид транспорта из-за скорости, комфорта, надежности и восприимчивости к новым технологиям. В этом смысле метрополитен всегда шел в первых рядах. Сначала вывели из оборота проездные на основе магнитных карточек, позже заменив их радиокартами. Позже турникеты оснастили валидаторами для оплаты бесконтактными банковскими картами и гаджетами, поддерживающими технологию NFC. А недавно внедрили современный биометрический сервис «Смотри и проходи».

В наземном транспорте оплачивать поездки бесконтактными банковскими картами можно лишь в трамваях маршрута № 6. На остальных маршрутах «Минсктранса», а также в автобусах коммерческих перевозчиков с прошлого года появилась возможность платить за проезд посредством смартфонов через QR-код.

Маршрутки

За два десятка лет значительно помолодели и минские маршрутки: сейчас их средний возраст составляет 4,7 года. Кстати, несколько лет назад по инициативе «Столичного транспорта и связи» в городе запустили сервис, позволяющий видеть расписание и определять местонахождение маршруток в режиме онлайн.

PS. Будем объективны: не все транспортные планы реализованы. Но очень многое воплотилось в жизнь, благодаря чему сегодня мы живем в иной транспортной реальности.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ