Актера Павла Кормунина похищали поклонницы, хоть в кино он начал сниматься в 44 года
Актер, воплотивший на экране образ настоящего белоруса, впервые вошел в кадр, когда ему было за 40 лет, и стал так обожаем, что его похищали поклонницы. Самые яркие моменты биографии таланта изучал корреспондент агентства «Минск-Новости».
До стен Рейхстага
Минск, 1999 год. Народный артист БССР Павел Кормунин вышел из своей квартиры в доме № 81 на улице Одоевского. На пешеходном переходе пересек проспект Пушкина и неторопливо направился к остановке. Некоторые узнавали его, здоровались, улыбались, но всегда добросердечный и приветливый Павел Васильевич не реагировал на знаки внимания… Он ослеп и не видел радости поклонников. Тем не менее актер в свои 80 лет ехал в родной Купаловский театр, где продолжал выходить на сцену в спектакле «Страсти по Авдею». В основе постановки — трагическая судьба хуторянина и его семьи в годы коллективизации. Кормунин исполнял роль отца главного героя. Несмотря на потерю зрения, он давно знал географию декораций, число и направление шагов, которые ему нужно было пройти по сцене.
На работу к 18:00 Павел Васильевич выезжал заранее и добирался привычным путем. Его он помнил наизусть, хотя перестал видеть. Только автобусные остановки считал, так как в ту пору их не всегда объявляли, и в подземных переходах находил перила на ощупь.
Добравшись до места, Кормунин пересек Александровский сквер, отыскал ручку тяжелой двери служебного входа. Вошел и начал подниматься по ступенькам в гримерную. Неожиданно появилась помощник режиссера.
— Павел Васильевич! Вы ведь на заслуженном отдыхе, — сказала она.
— Верно, пенсию я давно получаю, но сцену это не отменяет, — ответил актер.
Ассистент смутилась и полушепотом выдавила из себя:
— Вы не поняли, вас по возрасту уволили. Вы больше не играете ни сегодня, ни завтра — никогда…
— Почему мне об этом даже по телефону не сообщили? — спросил Кормунин.
Ассистент лишь пожала плечами…

В фильме «Фронт без флангов»
Родился легендарный актер 28 января 1919 года в селе Большие Ключи Казанской губернии. Шла Гражданская война, затем началась продразверстка. Что такое голод, Паша узнал еще в детстве. После окончания школы выучился на электросварщика, трудился на стройках.
В 1939-м парня призвали в армию, где он участвовал в художественной самодеятельности, а после начала войны шагал фронтовыми дорогами до самого Берлина. Даже расписался на Рейхстаге!
В 1946 году ему предложили поработать актером театра Группы советских войск в Германии. Через несколько лет он вернулся в Татарскую АССР, поступил в студию при Казанском Большом драматическом театре имени В. И. Качалова, а в 1952-м его пригласили в эту труппу. Карьера там задалась. Доверяли главные роли. Однако личная жизнь с супругой Ниной, тоже актрисой, не сложилась, хотя в семье родился сын Валерий. Дело в том, что еще во время войны в окопах артист заразился туберкулезом, от него лечился до конца жизни. В период обострения болезни ему удалили легкое. Он сказал жене, что будет инвалидом. Та, недолго думая, собрала вещи, включая костюмы мужа, чтобы продать, и, заявив, что не желает возиться всю жизнь с калекой, ушла. Ухаживала за Павлом до выздоровления медсестра. Она и стала его второй супругой, в семье родился сын Андрей.

В фильме «Кортик»
Крутой поворот
Существует много легенд, как актер в середине 1960-х оказался в Минске. По одной из них, режиссер Лев Литвинов поставил в Казани пьесу «Лявониха на орбите», где Кормунин сыграл главную роль. Автор произведения Андрей Макаенок, увидев спектакль, сказал, что только Павел Васильевич сможет воплотить главного героя пьесы на экране. Так и произошло. В 1964 году в Минске по произведению сняли фильм «Рогатый бастион». После ленты артисту была прямая дорога в Купаловский.
Есть и другая версия. На съемках в Беларуси он встретил молодую женщину Раису, влюбился. Чувства ко второй супруге, той самой медсестре, держались на благодарности, не больше. Пришлось принять непростое решение, с тяжелым сердцем развестись и переехать в Минск к любимой. Не жить же во вранье, изменять, изворачиваться. Актер еще много лет помогал бывшей жене и сыновьям материально.
Словом, в результате всех событий Кормунин в 45 лет начал новую жизнь в столице БССР. Правда, все стартовало с того, что его пытались пропесочить на партсобрании за аморальное поведение: мол, одну бросил с ребенком, другую, затем женился на третьей. Павел молча положил на стол партбилет, развернулся и ушел.
Самым волнительным стало то, что артист до этих событий никогда не сталкивался с белорусским языком. А здесь ему довелось выходить на сцену белорусскоязычного Купаловского. Благо у него имелись слух и талант. Дома с новой супругой он перешел на белорусский, полюбил его певучесть. Смог за неделю освоить текст первой своей роли в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион». Удивительно, как человек, у которого не было белорусских корней, сумел для миллионов зрителей стать воплощением истинного белоруса — великодушного, мудрого, с твердым характером.
Карьера в театре быстро пошла в гору. Это не проходные, а ключевые роли: Войницкий в «Дяде Ване», Лука в спектакле «На дне», Торгало в постановке «Врата бессмертия» и десятки других.

В телеспектакле «Паўлiнка»
Темная история
До 44 лет Кормунин не снимался в кино. Потом стал одним из немногих белорусских актеров экрана, которых узнавали не только в БССР, но и во всем Союзе. По его фильмографии можно изучать историю «Беларусьфильма» и не только. Его хотели снимать режиссеры! Например, в 1970-м Павел Васильевич появился в 10 лентах, что в те годы представлялось немыслимым. Знаменитые картины с его участием «Я родом из детства», «Кортик», «Будни уголовного розыска», «Проверка на дорогах» многие помнят и любят.
Несмотря на солидный возраст, его преследовали поклонницы, поджидали у служебного входа после спектаклей. Одна из почитательниц таланта актера оказалась весьма фанатичной. Она наняла бандитов, и Павла Васильевича выкрали и увезли в неизвестном направлении. Если бы это рассказал певец Николай Басков, все решили бы: пиар. Но в то время столь известный человек так врать не мог. За сутки семья подключила все знакомства, даже сотрудников милиции. В итоге вечером злоумышленники доставили Кормунина в театр, чтобы не сорвался вечерний спектакль. Их задержали, однако актер не стал писать заявление. Что происходило в течение этих суток, история умалчивает.
В советском театре существовала негласная традиция: оставлять ветеранов сцены в труппе до конца их дней, даже если на сцену они выходили раз в месяц. 1990-е были экономически непростыми не только для театров, но и для страны в целом. Возможно, это и стало причиной увольнения Кормунина в 1999-м. Вот только почему сделали все так нетактично?
Павел Васильевич прожил еще три года. Стараясь никому не причинять неудобств, не жаловался на боли. А когда посетовал, врачи уже не смогли помочь. Говорят, он был человеком двужильным. Не давал смерти забрать себя, дождался, когда в больницу пришла супруга, и, только попрощавшись с ней, навсегда сомкнул веки, оставшись в нашей памяти и на экране.
Еще материалы рубрики:
Родился без рук и ног, но стал знаменитым артистом. Рассказываем о судьбе Николая Кобелькова
Благотворитель и основатель училища для слепых детей. Чем известен минчанин Иван Зданович
Коллеги называли его шарлатаном, а его изобретение — кустарщиной. История доктора Илизарова