«Актера в метели искали 5 часов». Как снимали казахстанскую «Степь» — один из фильмов «Лiстапада»
Казахстанский продюсер и режиссер Максим Акбаров рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», как создавался фильм «Степь». Он заявлен в конкурсе игрового кино XXIX Минского международного кинофестиваля «Лістапад».
Оказалось, что режиссер при создании картины не рассчитывал, что она приобретет «фестивальный» характер. Это был тематический благотворительный проект, посвященный охотничьим инспекторам, работающим в степях Казахстана.
— На этапе производства фильм был посвящен охотничьим инспекторам, которые погибли от рук браконьеров. Сюжет основан на реальных событиях. Все собранные от продаж и показов фильма деньги планировалось передать семьям погибших инспекторов, — рассказал М. Акбаров.
Завершилось производство, прошел постпродакшен. И вдруг творческой команде «Степи» поступило приглашение приехать на один из кинофестивалей.
— Так завертелась фестивальная история, — сказал режиссер. – Как правило, различные кинофорумы длятся около года, поэтому выпуск картины в прокат пока откладывается. «Степь» оказалась очень успешной на различных кинофестивалях, мы сами того не ожидали. Ведь я снимал фильм и совсем не старался сделать его в таком формате. Был удивлен, когда многие критики и члены жюри высказывались, что фильму присуща «нота фестивальности».
Индия, Турция, Италия, Испания, Аргентина, Россия, США, Беларусь – в общей сложности «Степь» оценили зрители около 40 кинофестивалей по всему миру. В копилке авторов уже 11 призов.
— Отмечу, что это скорее экспериментальное творение. Я в кино давно, буквально с детства. Но в основном работаю как продюсер в достаточно большом количестве проектов, есть продюсерский пул. А «Степь» — мой режиссерский дебют. Там есть и эксперимент, и разножанровость, это такой истерн. Изначально хронометраж фильма был гораздо больше, два часа. И мы с монтажером его подрезали, чтобы была динамика, чтобы молодежи было интересно. Потому что сейчас молодому поколению трудно воспринимать длинные истории. А мне хотелось рассказать юным зрителям о том, что есть такие люди, которые работают в степи и порой погибают, выполняя свою работу, — отметил М. Акбаров.
Подготовка к съемкам заняла около года. Режиссер взял на себя еще и роль сценариста, а потому прочел десятки тематических книг, чтобы лучше разобраться в этой работе.
— Хотя я учился в Нью-Йоркской киноакадемии, и там тоже было сценарное мастерство, но надо было подготовиться дополнительно. Я читал, читал и понял, что надо посмотреть на все изнутри. Поэтому отправился в экспедицию на три месяца вместе с тремя разными экипажами инспекторов, — рассказал собеседник. — Мы ездили по Казахстану. Это очень тяжелая, я бы сказал, собачья работа. Платят немного. При этом люди уезжают в командировку на 30–32 дня. Представьте: они ездят по степям за браконьерами, живут там, где обитают дикие животные, спят в машине или палатке, еду готовят на улице, редко заезжают в поселки.
Режиссер отвез съемочную группу в заповедник, в сердце степи, где они и расположились.
— Раньше, еще в советское время, машина кинематографа работала по-другому. А сейчас у съемочной группы свои запросы: кто-то не может без телефона, определенной еды. А это степь, глушь. Нет никакой связи. Было тяжело всем, ведь привыкли к комфорту, — поделился режиссер.
По его словам, днем температура в отдельных частях степи могла подняться до 55 градусов тепла! Зимой же царила метель, ледяной ветер и температура –47 °С.
— Это были очень непростые съемки, хоть зимой у нас и было примерно четыре съемочных дня. Во время метели мы даже потеряли одного из актеров. Был кадр такой, погоня на снегоходах. Самое начало фильма. Камеру закрепили на снегоходе, все погрузились, ехали вместе. В какой-то момент актер вошел в кураж и помчался вперед. Я по рации кричу: «Стой! Снято!», а он ничего не слышит. За ним, кстати, ехал на снегоходе реальный охотинспектор. Он вернулся и говорит: «Ну дает, я за ним не угнался!» В общем, искали актера пять часов, а видимость была около метра. Нашли, когда он уже начал замерзать. Потеряли половину съемочного дня – это не просто обидно, это очень дорого.
Но результат явно того стоил. «Степь» зарекомендовала себя на мировых кинофестивалях и теперь приехала на минский «Лістапад».
— На кинофестивале у вас впервые, а вот в Минске второй или третий раз. Планировали тут снимать кино когда-то. Так интересно: у меня «Лістапад» ассоциируется с листьями, а у вас тут снег!
Читайте также: