Актриса Оксана Лесная: «Кризисы переношу стойко»

Актриса Национального академического драматического театра им. М. Горького Оксана Лесная очень органична в пьесах Шекспира, Уайльда, Грибоедова: ей идут длинные платья, корсеты, веера. А на экране она не менее убедительна в ролях наших современниц — банкирш, адвокатов, учительниц, врачей. С талантливой артисткой пообщалась корреспондент агентства «Минск-Новости».

За почти 30 лет в искусстве Оксана Лесная сыграла десятки самых разных женщин — строгих, холодных, коварных, добрых, благородных, смешных. Она довольна отсутствием жесткого амплуа — это позволяет удивлять и зрителя, и себя.

Какие роли приносят наибольшую творческую радость? Почему она охотно снимается в сериалах? Как переживает кризисы? Какие мужчины способны привлечь ее внимание? Об этом и многом другом беседуем с заслуженной артисткой Беларуси Оксаной Лесной.

Роли разные нужны

— В театре вы часто исполняете роли классического репертуара, а в кино играете, как правило, современниц. Какие героини вам интереснее?

— Все зависит от конкретного проекта. Нравится играть и барышень в кринолинах и вуалях, и современниц. Например, образ бизнесвумен, которой удается конкурировать с мужчинами и при этом сохранять женственность, меня привлекает и в жизни, и на экране. Иногда хочется исполнить роль близкой по характеру героини, а бывает, наоборот, свою противоположность. Порой, играя, казалось бы, непохожих женщин, обнаруживаешь: и в тебе есть присущие им качества. Каждая из нас в той или иной ситуации по-разному проявляет себя. Чтобы быть убедительной на сцене и на экране, нужно разыскать это в себе.

— Больше энергии, сил и времени у вас отнимает театр или кино?

— В театре я играю регулярно. Хожу сюда, как на тренировку в спортивный зал. А с кинопроектами как повезет.

Спектакль «Двенадцатая ночь». В роли Оливии

— Судя по вашей фильмографии, везет: вы востребованы кинематографом.

— Если хочешь развиваться как профессионал, обязательно нужно участвовать в кинопроцессе. Работая только в театре, не посещая кастинги, не снимаясь, вряд ли получишь интересное предложение из Голливуда. Моя молодость пришлась на период, когда кинематограф переживал кризис. Первый сериал, в котором получила относительно большую роль, — «Закон» Александра Велединского. Было мне тогда уже за 30 лет. В белорусской картине снялась и того позже, огромное спасибо Маргарите Касымовой, которая пригласила в свой «Соблазн». С тех пор продолжаю проявлять активность, наверстываю упущенное.

— Многие актеры говорят, что на сцену выходят по большой любви, а в сериалах играют только из-за денег…

— И зря они так говорят. В современном кино есть интересные проекты. Например, мне нравятся сериалы, которые снял Сергей Урсуляк. И самой довелось встречать талантливых режиссеров, получать удовольствие от съемок. С нетерпением жду выхода на экран сериала с предварительным названием «Разбитое зеркало» Олега Фомина. В восторге от работы с ним. Очень люблю и театр. Да, сегодня зритель предпочитает комедии, с чем нельзя не считаться. Мне кажется, не все расположены к тому, чтобы заглядывать внутрь человека, в его глубины, их вполне устраивают лишь фасад, внешние проявления. Но надеюсь, что серьезная драматургия сохранится и приумножится в нашем репертуаре и у нее найдутся поклонники.

Спектакль «Идеальный муж». В роли миссис Чивли

— А какой материал вы предпочитаете как зритель?

— В сложные, эмоционально напряженные периоды выбираю комедии. Когда легко на душе, смотрю драмы и трагедии. В самоизоляции наслаждалась сериалом «Молодой Папа» режиссера Паоло Соррентино, которого не так давно открыла для себя. Нравятся его же фильмы «Молодость», «Великая красота». Еще из того, что видела за последнее время, выделила для себя «Джентльменов» Гая Ричи и «Кролика Джоджо» Тайка Вайтити.

— Вашим педагогом в Белорусском государственном театрально-художественном институте была народная артистка БССР Зинаида Ивановна Броварская. За какой урок вы ей особенно благодарны?

— За требование, чтобы мы эмоционально включались в состояние наших персонажей, извлекали свои боль, тревоги, сомнения, радости, а не играли с холодным носом. Когда пришла в театр, продолжала учиться мастерству, погружению в профессию у наших корифеев. Народная артистка СССР Александра Ивановна Климова в это время уже нечасто выходила на сцену. Но я видела ее в спектакле «На золотом озере»: она продумывала каждый миллиметр роли. Я играла также в четырех спектаклях с народным артистом СССР Ростиславом Ивановичем Янковским и вспоминаю об этом как о большом творческом счастье. Сегодня восхищаюсь многогранностью таланта народной артистки Беларуси Ольги Клебанович, которая как режиссер ставит «Братьев Карамазовых» Достоевского. Признаюсь, странно бывает видеть на сцене «говорящие головы». Так я называю актеров, которые произносят текст роли, но при этом не включают чувства.

Спектакль «Зойкина квартира»

Место силы

— Как вы переносите кризисы и какую позицию по отношению к ним считаете наиболее конструктивной?

— Молодость моего поколения пришлась на время перестройки, когда радовались талонам на продукты питания и самые необходимые вещи. Тем не менее сына вырастила, из профессии не ушла. Во время кризисов стараюсь сохранять спокойствие. Если не относиться философски, не использовать эти периоды для своего развития, то внешний хаос поглотит и уничтожит. Обвинять жизнь и обстоятельства в своих неудачах непродуктивно и губительно. Мир ставит перед нами новые задачи, и нужно всякий раз искать ответ. Сейчас из-за пандемии коронавируса жизнь несколько замерла. Но после вынужденной паузы, надеюсь, люди опять потянутся друг к другу, оживут не только кафе, но и театры.

— Есть ли у вас в Минске место силы, которое вы особенно любите?

— По большому счету это весь Минск, ведь это дом, родина. Но особенно дорог дворик на пересечении Волгоградской и Кедышко, где я выросла. Интересно: в детстве деревья там казались мне очень большими и горка, с которой катались на санках, очень высокой. Когда, уже будучи взрослой, оказалась там, увидела, какие сосны маленькие, а горка низкая.

О мужчинах сужу по поступкам

— Вы наверняка часто слышите, что выглядите лет на 15–20 моложе паспортного возраста. Это стоит усилий?

— Люблю движение. Только на время пандемии коронавируса прекратила активно посещать фитнес-зал и бассейн. Делаю зарядку дома, гуляю быстрым шагом или бегаю около получаса в день. Изредка хожу на массаж.

Спектакль «Леди на день»

— Какими качествами должен обладать мужчина, чтобы вас заинтересовать?

— Жизнь научила обращать внимание не на то, что мужчина говорит и как красиво ухаживает за мной, а на его поступки.

— Чему вам пришлось учиться в отношениях с людьми?

— Умению договариваться, видеть прежде всего хорошее, прощать другим ошибки, как прощаешь их себе.

— Вам комфортно в вашем возрасте?

— У меня хороший возраст. Не люблю оглядываться в прошлое и сожалеть об ушедшем, иначе повернешься спиной к будущему и не заметишь новых возможностей. Хочется весело, любознательно, красиво стареть, несмотря на сложности жизни, наслаждаться тем, что дается здесь и сейчас.

Справочно

По случаю красивой даты, которую заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Лесная недавно отметила, Министерство культуры вручило ей нагрудный знак «За ўклад у развіццё культуры Беларусі».

Фото Евгении Мужевой и предоставленные Национальным академическим драматическим театром им. М. Горького

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ