Актриса-солдат: сто сорок ролей Тамары Муженко

Сто – в кинофильмах и сериалах, а вместе с театральными и все 140 ролей, больших и маленьких… Не сыграны – сделаны из собственных нервов, ума, из своей жизни.

Тамаре Муженко к лицу классика – Аристофан, Островский, Шоу, Гоголь… И сказочные персонажи выходят у нее как живые, даже лучше – загадочнее. А когда она снимает корсет и фижмы и повязывает платочек, опускает плечи, мы видим выражение национального белорусского характера. Особенно ей удаются образы женщин с непростой судьбой. Такой была, к примеру, завуч из фильма «Экзамен на директора». Взгляд, голос, поворот головы, и все становится очевидно и понятно – война, концлагерь, опыт жизни в условиях смерти… Актриса на небольшом материале соткала целый характер.

Ее фильмография таит открытие: с самого начала она играла возрастных героинь. Откуда у молодости было столько мудрости?

– Я родом из войны. Дед с бабушкой бросили в горящем Могилеве дом, хозяйство и вывезли меня в деревню. Мы жили в землянке, спаслись…

Она не сразу поняла, что станет артисткой. Запомнила еще в школе, что, когда на утренниках читает стихи, зал замирает – слушает. Тем не менее вбила себе в голову: буду врачом, хирургом. Чтобы привыкнуть к виду крови и выработать необходимые качества, как-никак хирург – профессия мужская, пошла работать на мясокомбинат. Увидела объявление о наборе в студию по подготовке режиссеров самодеятельных театров, сдала экзамены. Училась вечером режиссуре, а днем работала в убойном цехе. А потом окончила институт. Только не медицинский, а театральный.

– Я актриса-солдат. День, ночь, любое время суток – всегда в строю. В театре кукол, в ТЮЗе приходилось играть по три спектакля в день: два на «базе», третий – на выезде. 1960–1970-е гг. отмечены сплошным альтруизмом. Мы работали не за деньги.

Тамара Трофимовна не любит рассказывать, почему ушла из ТЮЗа.

Обидели, одним словом. В это время в Минске при киностудии появился новый театр. Он задумывался как своего рода «тренажер», чтобы исполнители не теряли квалификацию между съемками. Тамара Муженко, Владимир Гостюхин, Александр Аржиловский одними из первых осваивали площадку Театра-студии киноактера. «Тренажер» стал полноценной драматической сценой. Тамара Муженко играла в спектаклях «Женитьба Бальзаминова», «Комедия о Лисистрате», «Чудак с Гончарной улицы», «Филумена Мартурано»… А теперь играет в «Очень простой истории», «Тэатры купца Япiшкiна», «Пигмалионе»…

– Я могу воспринимать всё, как в первый раз, как в юности. Я дама непреклонного возраста. Не люблю отмечать юбилеи. Да, 2014-й – мой юбилейный год. Он прошел в работе, играла в театре, снялась в пяти сериалах… Энергии пока хватает и на работу, и на внука и внучку, они у меня замечательные – художник и спортсменка.

Она помнит завет старшей подруги, которую продолжает считать эталоном, – актрисы Стефании Станюты: «Томочка, никогда не озлобляй душу. А для поддержания формы делай тысячу шагов в день». Вспомнив Станюту, Тамара Трофимовна не удержалась и сказала, что посвятила ей стихотворение. То, что Муженко пишет стихи, коллеги знают. Говорят, у нее завидное чувство юмора. Таки да! Актриса спела свой стих в ритме вальса: «Мне нравятся эти старухи, которые долго живут. (А стройненькие молодухи решили, что их уже ждут.) Ах, сколько прелестных молодок встречали они на веку! Но век у молодок короток – старухи лишь долго цветут…»

№ 4

№ 3

№ 1

 

Фото из личного архива Тамары Муженко

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ