Акции, скидки или «дешевка». Распространенные сегодня приемы маркетинга применялись еще в дореволюционном Минске

Сегодня минчан не удивить праздничными распродажами, скидками, акциями. 

Они прочно вошли в нашу жизнь. И как раньше люди обходились без них?

Оказывается, заманчивые торговые предложения были во все времена. Скидки и распродажи изобретены практически одновременно с появлением торговли. Правда, делали их не для выгоды покупателя, а из-за опасений торговцев потерять деньги. По бросовой цене, часто даже ниже себестоимости, сбывали залежавшийся товар. Ведь выгоднее продать мясо за полцены вечером, чем предлагать его покупателям утром уже испортившимся. И так поступали со всеми товарами, которые на складах «замораживали» вложенные деньги.

К началу прошлого века в минскую торговлю стали проникать элементы маркетинга. Городские газеты пестрели рекламными объявлениями, приглашая покупателей на «новый завоз», за «эксклюзивом», «лучшим в мире» и прочее. В обиход вошли акции и скидки, называвшиеся в те времена «дешевка». Чаще всего это были товары, оставшиеся на складе после предпраздничного бума. Например, перед наступлением длительных Рождественского или Пасхального постов мясники распродавали излишки мяса – хранить его не было смысла. Так же поступали торговцы сезонной одеждой. «Вроде и не нужна пара варежек в марте, но за полцены можно купить. Есть ведь не просит!» – думает покупатель. Продавцу же выгоднее получить за нее реальный рубль сейчас, чем два, но в октябре. Кто знает, не затопит ли летом склад, не погрызут ли мыши? Тогда можно выручить лишь дырку от бублика.

На «дешевку» выставляли и некачественный товар, продукты, которые вот-вот испортятся. Их охотно покупали бедняки. Такие продуктовые распродажи обычно устраивали перед самым закрытием лавок на рынке.

Знали дореволюционные торговцы и о ценовом якоре. Для того чтобы облегчить торг и получить максимальную прибыль, они мелом или на кусочке бумаги писали на товаре «крайнюю цену». Покупатель, рассматривая самовар или кафтан, находил сумму, на которую якобы раскошелился лавочник во время закупки. Значит, торговаться с ним можно лишь до этой цифры – себе в убыток он не отдаст. Поэтому покупатель сразу называл сумму лишь на пару копеек выше увиденной. Торговец немного возмущался для вида и соглашался на сделку. Оба оставались довольными: продавец получал желаемые рубли без торгов, а покупатель тешил себя тем, что ловко провел лавочника. Хотя в магазинчике напротив мог приобрести такой же товар дешевле. Теперь над акционной конечной стоимостью, которая полностью устраивает магазин, пишут любую сумму, от которой отсчитывается скидка. Покупатель все так же, как и сто лет назад, подсчитывает гипотетическую выгоду. Хотя в соседнем магазине…

 

Самое читаемое