Алексей Дударев: «Великий, любимый, неповторимый Николай Караченцов ушел»

На 74-м году жизни скончался народный артист России Николай Караченцов. Не дожил до дня рождения один день. Родился 27 октября, умер 26 октября… Каким был этот удивительный человек — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В одном интервью на вопрос, есть ли что-нибудь такое, ради чего он мог бы оставить свою профессию, Николай Петрович ответил: «Смерть. И только. Я живу актерской жизнью, ничего другого не имею, не знаю и не хочу знать». Так все и получилось: он прожил актерскую жизнь без дублей. В этой жизни был один-единственный театр, место, где он не работал (Театр имени Ленинского комсомола), а служил искусству. Театр, кино и музыка…

1974 год. Караченцову 29 лет. Режиссер Марк Захаров ставит спектакль «Тиль» и главную роль отдает ему, молодому актеру, умеющему на сцене быть нежным даже в ярости, благородным — в бешенстве, лукавым — в своей святой простоте. Вся Москва ходит на Караченцова. Актер — открытие. Актер — надежда. Актер — харизма.

1981 год. Караченцову 36 лет. Возраст зрелости. Снова Марк Захаров и снова главная роль — очень сложная, трагическая, требующая воспроизвести на сцене чужую душу. Граф Резанов в рок-опере «Юнона и Авось» идеально лег на вулканический темперамент актера. Эту роль Николай Караченцов не играл. Он ею жил на протяжении более 20 лет. И все два десятилетия билеты в «Ленком» на спектакль с Караченцовым достать было невозможно. Менялись партнерши — возлюбленные графа Резанова. И только Караченцову не было альтернативы.

«Ленком» дал ему возможность взлететь, а крылья он расправил сам.

Ленкомовский спектакль «Юнона и Авось» был записан телевидением. Его смотрел, затаив дыхание, весь Советский Союз. Когда в 2002-м рок-опера «Юнона и Авось» была поставлена в Минске в театре музкомедии, вольно или невольно зрители сравнивали исполнителей. И хотя наш оказался более красивым, статным и пел прекрасно, ничего не было — ни пружины, ни накала, ни волнения в крови.

Николай Караченцов — штучное произведение матери-природы. Таких актеров никогда не бывает много, а сегодня, кажется, их и вовсе нет.

…Кинематограф всегда жадно впитывал его щербатую улыбку, лучистый взгляд, взрывную пластику, хрипловатый голос. Более 100 киноролей за три десятка лет! Когда он успел создать это калейдоскоп персонажей: комсоргов и шулеров, ковбоев и старших лейтенантов, бродяг и поэтов?!. «Старший сын», «Собака на сене», «Трест, который лопнул», «Батальоны просят огня», «Приключения Электроника», «Две стрелы», «Ловушка для одинокого мужчины», «Человек с бульвара Капуцинов», «Петербургские тайны», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались»…

Николай Караченцов снялся и на киностудии «Беларусьфильм», причем в фильме, который вошел и в золотой фонд советского кинематографа, и в сокровищницу белорусского национального киноискусства. Это «Белые Росы».

1983 год. Караченцову 38 лет. На кинопробах в «Белые Росы» на роль Васьки Ходаса Караченцов обходит не менее талантливых Михаила Кононова, Евгения Стеблова, Валерия Золотухина… Играет свою роль «на разрыв аорты». Сидит на дереве в «буслянке», и от его гармошечного «Миллиона алых роз» хочется смеяться и плакать. Боготворя жену, при разводе обвиняет себя в грехах, которые не совершал. Спасает детскую коляску, только вместо ребенка там пустые бутылки… Васька — человек из самой гущи народа. Шалопутный, добрый, наивный. А главное — стержневой. Не предатель и не трус.

2005 год. Караченцову 60 лет. Автомобильная авария. После нее тяжелейший, растянувшийся на 13 лет реабилитационный период. На сцену актер уже не вернулся, хотя перед публикой появлялся не раз, поддерживаемый женой Людмилой Поргиной. И даже снялся в 2013 году на «Беларусьфильме» в ленте «Белые Росы. Возвращение». Роль была без слов. Роль-символ. Постаревший, больной Василий Ходас стал в этом фильме тенью Советского Союза, которого больше нет.

А вот теперь нет и Николая Караченцова.

Мы позвонили Алексею Дудареву, драматургу, заслуженному деятелю искусств Республики Беларусь, автору сценария фильма «Белые Росы» и соавтору сценария фильма «Белые Росы. Возвращение». Знаем: Алексей Ануфриевич всегда поддерживал дружеские отношения с Караченцовым, общение прервала болезнь Николая Петровича.

— Последний раз я видел Николая Петровича, пожал ему руку на премьере фильма «Белые Росы. Возвращение», сказал Алексей Дударев. Великий, любимый, неповторимый Николай Караченцов ушел… Всех призываю: сдержите слезы и вознесите благодарение Богу за то, что он послал нам такого человека, такого артиста, который щедро делился богатствами своей души. Они у него были, и он умел делать богаче нас…

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ