Алексей Самолетов о ленте «Салют-7. Космический детектив»: «Я снял фильм о тех, кто совершает поступки»

Есть ли в космосе любовь, почему мы не возвращаемся на Луну и какое сотрудничество следует развивать Беларуси и России, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» известный российский тележурналист, режиссер, актер и сценарист Алексей Самолетов, побывавший в Минске по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3».

— Алексей Владимирович, в минувшем году зрители увидели сразу несколько фильмов о советском покорении космоса. Откуда, думаете, вдруг такой интерес к этой теме?

Недавно проснулся среди ночи и стал формулировать для себя, про что же все-таки кино «Салют-7». Пожалуй, весь смысл картины укладывается в стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне». Помните? «С любимыми не расставайтесь» и так далее. Мы в России никогда не снимаем фильмы про космос, медицину, авиацию. Мы снимаем кино про людей, которые совершают поступки. Взять хотя бы последнюю работу Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Она ведь именно про любовь! Мальчишка, видя, что происходит с родителями, решает своим уходом соединить их вновь. Это еще Виктор Драгунский в «Денискиных рассказах» описывал. Вот и фильм «Салют-7» про любовь, и «Время первых» — тоже.

— Неужели и фильм «Первый в космосе», где Юрия Гагарина показали игрушкой в руках партийного руководства СССР, про любовь?

Знаете, я тоже делал документальный фильм про Юрия Алексеевича и помню, как за день до премьеры на ТВ показал его в школе сына. Заведение элитное, многие ученики даже не знают, что ягуар — это животное (смеется). И все же в конце фильма все они — ребята до 16 и старше — начинают аплодировать. Я, признаться, удивился, вышел на сцену и спросил у них, про что же все-таки кино. Встал парень и четко определил в том числе и мои мысли: да, Гагарину было тяжело и в космосе, и позже на земле, но он понимал, как это нужно его стране. Той стране, которая после ужасной войны хотела вырваться из прошлого в будущее.

Понимаете, после зарубежных визитов Гагарина руководство страны налаживало не только дипломатические, но и деловые, торговые связи со многими государствами. Поэтому считаю, что картина «Первый в космосе» тоже про любовь — к стране, но еще и про одиночество.

Сегодня ни о какой жертвенности на благо родины, тем более в космосе, полагаю, говорить не приходится. Все отлажено, люди выходят на орбиту по графику. Время героев ушло?

Не согласен. Ведь каждую секунду в космосе может произойти что-то нестандартное! Только мною сделаны 16 фильмов на телестудии «Роскосмос», из них вырезаны куски и выложены в Сеть как «секретные» съемки катастроф на орбите, которые прятали от народа. Что скрывать, в том же «Салюте-7» мы для зрелищности заменили монтировку, которой вскрывали солнечную батарею космонавты, на молоток. Но физическое действие такое же! Ребята с дикими матюгами реально в открытом космосе спасали станцию. Неужели вы думаете, что современные люди в космосе при какой-то нестандартной ситуации соберут вещи и скажут: мол, везите нас домой? Нет, будут бороться!

Знаю, что этот игровой фильм родился из вашей документальной ленты «Салют-7. Космический детектив», выход которой сопровождался скандалом. Напомните, в чем была причина?

Виной всему американцы (смеется). Точнее, тот факт, что я рассказал о действиях наших западных партнеров после поломки «Салюта», мол, снова враги вокруг. Так вот, своими глазами видел шифровку из Вашингтона о том, что «там» принято решение переформатировать экипаж астронавтов, перепрограммировать «Челленджер» и переложить орбиту полета шаттла. И наши ребята в погонах мне подтвердили, что в Америке реально было закрытое заседание конгресса, где выделили деньги НАСА на строительство лаборатории, совпадающей по габаритам с нашим «Салютом». Да, они воспользовались моментом, смоделировали такой полет. Для чего? Подумайте сами. Ситуация в 1985 году была совсем непростая, отношения двух сверхдержав были очень натянутыми.

В этой документальной ленте нет ни капли вымысла. Я снял фильм о тех, кто совершает поступки для того, чтобы процветала страна и чтобы живущие рядом чувствовали себя счастливыми.

Некоторые специалисты, в том числе сами космонавты, говорят, что звездные соревнования между странами пора заканчивать и вместе стремиться к покорению дальнего космоса. Вы согласны?

По той информации, которую знаю я, мы до сих пор не обладаем технологиями для полета человека на столь дальние расстояния. Все остальное — это шапкозакидательство: мол, мы построим 200 кораблей и всех перевезем. Придумал это еще Рэй Брэдбери, и называется этот роман «Марсианские хроники». И американцы честно следуют его заветам, выполняя космическую программу освоения Марса (смеется). А ведь на самом деле если такое и правда случится, то будет очень тяжело.

От формирования экипажа до распределения обязанностей в длинном полете. Ведь сейчас космонавты проводят на орбите эксперименты, направленные на нужды землян. Да и какой дальний космос, если мы на Луну не можем вернуться?.. Почему? Потому что сильно изменились мир, человеческий менталитет. Мы так много знаем, что нам это мешает двигаться вперед.

Причем кроме отсутствия технологий сегодня разрушена система взаимоотношений между людьми. Осваивать космос можно только вместе. А пока нам остается вздыхать, как за 25 лет после развала СССР мы чудовищно потеряли людей. А с ними и технологию. Слава богу, у России и Беларуси сохранились связи — человеческие и производственные. Будем вместе — сможем многое.

Дополнительная информация

История пути Алексея Самолетова на телевидение началась в 1967 году, когда он еще ребенком попал на телестудию в качестве ведущего детской программы. Позже была учеба в театральном училище в Новосибирске и служение театральной сцене, но любовь к острым ощущениям и риску привела Алексея в журналистику. С 1993 по 2005 год он — корреспондент, редактор, продюсер программы «Вести». В качестве военного корреспондента побывал в горячих точках: Таджикистане, Афганистане, Абхазии, Дагестане, Чечне и Колумбии.

Почти 5 лет А. Самолетов посвятил работе в концерне «Роскосмос», где не только снимал кино, но и попробовал пройти подготовку космонавта. Последние годы работает на телеканале «Звезда» в качестве обозревателя.

Тема космического пространства уже много лет интересует известного российского журналиста. Он снял 97 документальных картин, из них более 20 — на космическую тему. А в 2017-м стал соавтором сценария и консультантом нашумевших игровых лент «Время первых» и «Салют-7».

О фильме «Время первых»:

За основу взяли мою документалку «Алексей Леонов. Прыжок в космос». Друзья рассказали, что актер Евгений Миронов посмотрел фильм, пришел к Тимуру Бекмамбетову и уговорил начать сьемки. На мой взгляд, там отлично читается фигура Сергея Королева, по остальным персонажам, как говорится, пробежались по верхам. Но в целом кино получилось хорошее.

Самое читаемое