Аниматор Ирина Кодюкова: решила испечь кекс, но разлила сметану — из этой истории вырос мультфильм

«Просто я работаю волшебником», — так может сказать о себе аниматор Ирина Кодюкова. Она убеждена: детям нужно повторять, что добро побеждает зло, сила добра огромна. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с режиссером мультфильма «Удивительный ужин в сочельник» и поговорила о магии мультфильмов, любви, смерти и многом другом.

Специалист по Рождеству

— Ваш «Удивительный ужин в сочельник» стал уже анимационной классикой. Почему вам, Ирина Валентиновна, захотелось высказаться на эту тему?

Фото Тамары Хамицевич

— Иногда в шутку называю себя специалистом по Рождеству. Это особое время в моем доме и календаре. В ожидании него все становятся немножко лучше, добрее, начинают верить в чудеса. Когда мне захотелось сделать теплый домашний рождественский мультфильм, вдруг вспомнила написанный в юности рассказ. В его основе — реальная история. Однажды я решила испечь кекс, чтобы порадовать своего одноклассника, с которым мы должны были делать стенгазету. Купила литр сметаны, но, переступив порог, неожиданно выронила банку. Сметана растеклась в коридоре. «А во дворе, между прочим, голодные коты», — заметила моя мама, увидев, что я натворила. И я пошла во двор, вместе с друзьями наловили котов, принесли их домой. И было им счастье! Вот из этой истории и вырос «Удивительный ужин в сочельник». Кстати, озвучили дворовых котов несколько моих одноклассников, ставших к тому времени артистами.

— Есть ли мультфильмы, в которых даже для вас, профессионала, присутствует некая магия, волшебство, и вы можете их пересматривать многократно?

— С удовольствием пересматриваю, например, «Снежную королеву», которой уже больше 60 лет. В ней та потрясающая степень сказочности, которой сегодня почему-то не получается добиться. Признаюсь, с ужасом читаю об идеях переозвучить классику анимации. Представить образ Снежной королевы без голоса Марии Бабановой? Это невозможно! Такого голоса просто больше нет!

Мария Бабанова

— А почему, на ваш взгляд, не удается достичь прежней сказочности?

— Для меня это открытый вопрос. Что-то изменилось в мире, в самой атмосфере, которая нас окружает. Иногда кажется: мы чересчур заигрались с детьми, стремясь им угодить. Нельзя их только развлекать, надо еще и просвещать, воспитывать. У мультфильма в этом смысле огромный потенциал. Он позволяет объединить, скрепить несколько поколений. Ты смотришь «Аленький цветочек» или «Золотую антилопу» вместе с ребенком и признаешься: «Знаешь, я вот этого в детстве боялась, за этого героя переживала, вот в этом месте плакала». И он понимает: ты тоже была маленькой когда-то, его страхи и переживания совершенно нормальны, ими можно делиться.

О любви, целомудрии и смерти

— У вас есть мультфильмы, которые кажутся чересчур серьезными. Например, «Девочка со спичками». Вы считаете, с детьми можно говорить о смерти?

— Нужно. Об этом писал великий педагог Януш Корчак. Как врач, он часто видел смерть детей и говорил: они встречают ее гораздо достойнее, чем многие взрослые. В фашистском гетто он вместе со своими воспитанниками ставил пьесу о смерти. Меня часто упрекали за «Девочку со спичками»: «Зачем нужно делать такие грустные мультфильмы? Я так плакала, когда его смотрела!» А это ведь хорошо, что плакала! Значит, душа живая, она способна откликаться на чужую боль.

— Почти все ваши работы отмечали наградами. У вас есть некий рецепт хорошего мультфильма?

— Нет, что вы! Все дети — разные. Каждому близко что-то свое. Задача родителей — увидеть, что нужно их ребенку, и постараться удовлетворить его запрос. Кстати, многое в анимации я делала, ориентируясь на своего сына. В разные периоды мне хотелось с ним говорить на разные темы. Например, «Легенда о леди Годиве» появилась в пору подростковости Игната: захотелось затронуть тогда не самую популярную тему целомудрия и жертвенности, которая мне казалась очень важной.

— У многих ваших мультфильмов прекрасная литературная основа. Это благодаря филфаку, который вы окончили?

— Мне очень пригодилось филологическое образование. Люблю слово, люблю работать с первоисточниками. Например, сейчас снимаю мультфильм по ранней поэме Данте «Новая жизнь». Он о любви, ее роли в судьбе человека. Многие ли знают о том, что великий Данте Алигьери впервые увидел Беатриче на празднике, когда ему было 9 лет, и с тех пор не мог ее забыть?.. Спустя годы он встретил ее опять, и его чувства вспыхнули с новой силой. В 25 лет Беатриче умерла, но именно ей Данте посвятил «Божественную комедию». Очень рассчитываю: кто-то посмотрит мой мультфильм и поймет, как важна детская влюбленность, насколько бережно нужно относиться к чувствам юных.

«Удивительный ужин в сочельник»

Режиссура детства

— В одном из интервью прочла о вашей «тяжелой наследственности». Что это значит?

— Один мой дедушка, Павел Прокофьевич Роговой, был академиком, известным белорусским почвоведом, другой дед, по отцу, — генерал, жил в Москве. Мама — микробиолог, отец — физик. Все очень серьезные люди…

— С каким чувством вы вспоминаете школу?

— С очень теплым. Я училась в 42-й школе. У нас был замечательный литературный кружок по вторникам, который вела Светлана Григорьевна Дубовская. Наверное, благодаря сильным школьным гуманитарным традициям среди выпускников много дипломатов, переводчиков, артистов. А по части выпускников-аниматоров наша школа, думаю, вообще исключительное явление. До войны ее оканчивал ныне здравствующий 98-летний Леонид Шварцман, который придумал и нарисовал Чебурашку, крокодила Гену и Шапокляк. В ней учился Лев Мильчин — художник-постановщик «Конька-горбунка», «Цветика-семицветика», «Приключений Мюнхаузена» и многих других.

— Какие качества, по вашим наблюдениям, характерны для людей вашей профессии?

— На мой взгляд, хороший мультфильм способен сделать только взрослый, сохранивший в себе ребенка, тот, кому нравится играть, кто открыт миру, кому легко вообразить себя не только принцессой, но и котом, жучком, чайником, башмаком, снегом, облаком.

— Вы придерживались каких-то правил в воспитании сына?

— Нет. Просто старалась сделать Игната счастливым. Даже термин придумала — «режиссура детства». Сын рос в трудные 90-е годы прошлого века, не хватало денег, трудно было с продуктами и вещами. Но выручали выдумка, фантазия, поддержка близких и друзей. Первое Рождество мой полугодовалый сын встретил в костюме голого короля! Пришлось сделать для него только корону. Потом на каждый Новый год я мастерила Игнату и себе костюмы. Вечером 31 декабря мы выходили с другими родителями и детьми во двор и веселились. А сколько с ним склеили и отправили в плавание по Свислочи кораблей! Абсолютно уверена: ради того чтобы побольше побыть с ребенком, родители могут очень многим пожертвовать.

— Вам, создателю сказочных историй, знакомы сомнения в силе добра?

— В современном мире, бесспорно, очень много трагического. И все-таки я убеждена: детям нужно рассказывать сказки. И тысячу раз напоминать им: добро побеждает зло, сила добра огромна. Мне очень нравятся слова польского режиссера Кшиштофа Занусси: «Мы не можем изменить мир, но нам по силам содействовать притоку добра на земле». Стараюсь этому следовать.

Самое читаемое