Арест брата Ленина, инсульт у Сталина и ценопад в СССР. Этот день в истории: 1 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 1 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1852 год. Виленский, Гродненский, Минский и Ковенский генерал-губернатор подписывает циркуляр № 25 «О сооружении С.-Петербурго-Варшавской железной дороги»
В документе отмечалось: «Государь Император высочайше повелеть соизволил: соорудить железную дорогу от С.-Петербурга к Варшаве. Дорогу эту именовать «С.-Петербурго-Варшавская железная дорога». Работы начать с 1852 г., приступив к ним как от С.-Петербурга, так и от Варшавы».
Руководство строительством второй в Российской империи железной дорогой было поручено главному управляющему путей сообщения и публичных зданий инженеру, генерал-майору Эдуарду Герстфельду.
Основная линия вводилась участками: Гатчина — Луга (1857), Петербург — Гатчина (1859), Луга — Псков (1859), Псков — Остров — Динабург (1859), Ковно — Прусская граница (1861), Динабург — Ландварово — Варшава (1862), Ландварово — Ковно (1862).
Строительство было начато на средства казны, но позже главный участок Петербург — Гатчина был сдан в концессию Главному обществу русских железных дорог, акции которого были почти полностью размещены в России.
Специалисты того времени единодушно отмечали: «Постройка железных дорог требует значительных издержек. Наем рабочих для этих работ составляет большую долю общих расходов и притом вредно отражается на обыкновенном ходе земледельческой деятельности, отвлекая от нее большую часть рабочих рук, что в особенности важно в тех местах, где рук мало. Обстоятельства подняли вопрос о выгоде употребления войск для постройки железных дорог». Однако стремление к снижению стоимости строительства за счет использования труда военнослужащих регулярных частей плохо сочеталось с поддержанием необходимого уровня боевой готовности войск и организации эффективного процесса боевой подготовки. Выход был найден в создании особых военно-рабочих формирований. Одно из первых таких формирований (военно-рабочая бригада) было образовано как раз для строительства С. Петербурго-Варшавской дороги в 1858 г. Его численность достигала 3 500 человек.
К осени 1862 г. работы на всем протяжении пути были завершены. Дорога пролегла по западным губерниям России и имела важное стратегическое значение, связав прибалтийские порты с Полесьем и центральными районами страны, а также обеспечив выход в страны Западной Европы через Варшаву и по ветке Вильно — Кенигсберг. 27 декабря (15 декабря по ст. ст.) по дороге пошли поезда.
Первые паровозы для дороги были заказаны за границей. Вагоны в то время были четырех классов. В купе 1-го класса размещались восемь человек. Сиденья были мягкие, окна застеклены. Коридоров не было, выход из купе был прямо на перрон. В купе 2-го класса путешествовало 10 человек. В 3-м классе были деревянные сиденья и незастекленные окна. В 4-м классе отсутствовала крыша вагона, а пассажиры сидели прямо на полу либо на сколоченных из досок лавках. На поездку в таких условиях соглашались в основном рабочие и крестьяне, которым необходимо было ехать, например, в Варшаву, при том, что проезд стоил им трехдневного заработка — 2–3 рубля. В первом же классе билет был в пять раз дороже. Поэтому путешествовать поездом могли позволить себе в основном чиновники, офицеры и интеллигенция.
1887 год. За участие в подготовке покушения на Александра III арестован 20-летний Александр Ульянов, старший брат Ленина
Спустя шесть лет после гибели от рук террористов Александра II новое покушение готовилось на его сына. Оно было предотвращено, а организаторы и 15 участников — арестованы.
К тому времени революционеры, мечтавшие о воплощении утопий Чернышевского и создании социально справедливого общества, разочаровались в «хождении в народ» и обратились к методам индивидуального террора. Террором они хотели, с одной стороны, дезорганизовать правительство и побудить его к реформам, с другой — подтолкнуть народ к восстанию, ускорить ход истории.
Петербургский студент Александр Ульянов, которому все прочили будущее выдающегося ученого-биолога, в 1886 г. вместе с Петром Шевыревым создал террористическую фракцию партии «Народная воля», написал ее программу и стал готовить физическое устранение самодержца. Ознакомившись с программой, уже после ареста ее автора, Александр III начертал резолюцию: «Это записка даже не сумасшедшего, а чистого идиота».
На суде Ульянов произнес речь, в которой доказывал, что единственным средством борьбы с самодержавием в тогдашних условиях является террор. 8 мая 1887 г. по приговору Особого присутствия Правительствующего сената он был повешен в Шлиссельбургской крепости в числе пяти главных заговорщиков.
Знаменитая фраза Ильича: «Мы пойдем другим путем», якобы произнесенная в тот день, стала неотъемлемой частью советской мифологии. Этот эпизод взят из воспоминаний сестры Ленина, Марии Ильиничны. Между тем, когда казнили Александра, девочке было всего восемь лет. Непонятно, в частности, и то, кто такие «мы», ведь в то время за Лениным не стояло никакой организации.
Но, так или иначе, именно с казни брата начался путь Владимира Ульянова в революцию. Трагический конец Александра заставил его задуматься, за что тот отдал свою жизнь. Определенную роль сыграло и то, что сразу после ареста Александра от семьи Ульяновых отвернулись почти все знакомые — никто не хотел иметь отношений с родственниками цареубийцы. «Перестал бывать даже старичок-учитель, приходивший раньше постоянно играть по вечерам в шахматы, — писала Надежда Крупская в «Воспоминаниях о В. И. Ленине». — Тогда еще не было железной дороги из Симбирска, матери Владимира Ильича надо было ехать на лошадях до Сызрани, чтобы добраться до Питера, где сидел сын. Владимира Ильича послали искать попутчика — никто не захотел ехать с матерью арестованного. Эта всеобщая трусость произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление».
1950 год. Самое большое снижение цен в СССР
Первый день весны 1950 г. ознаменовался очередным снижением цен. Оно стало уже четвертым после Великой Отечественной войны и самым масштабным. Буханка хлеба в один момент подешевела на 26–30 %; цены на говядину и свинину снизились сразу на 24 %; сливочное масло подешевело на 30 %. Изменились ценники не только на продукты, но и обувь, одежду, трикотаж, ковры, электротовары, радиоприемники, патефоны, фотоаппараты и многое другое.
Главная газета страны «Правда» опубликовала статью, в которой говорилось: «На основе постоянного роста народного хозяйства неуклонно поднимается благосостояние трудящихся нашей страны. С каждым днем жизнь становится все более богатой и зажиточной. Достижений в подъеме своего материального благосостояния наш народ добился под руководством коммунистической партии, благодаря неустанной заботе о нуждах трудящихся нашего отца и друга, великого Сталина».
Люди уже начали привыкать к тому, что по весне цены обязательно будут снижены. И что важно — обратного отката не будет! А потому по возможности заранее откладывали сбережения, чтобы в час икс разбить гипсовые копилки котиков и хрюшек и отправиться за покупкой в магазин. Это был по-настоящему всенародный праздник. Люди радовались: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Приходили домой с покупками. Вечером собирали гостей, чтобы отметить радостное событие. Включали новенькие радиоприемники, патефоны — танцевали, привычно затягивали «О Сталине мудром, родном и великом прекрасную песню слагает народ…».
Ежегодное снижение цен стало одной из примет послевоенной сталинской эпохи, канувшей в небытие вместе с ним. Последнее, седьмое снижение цен состоялось в СССР сразу после кончины вождя — в апреле 1953 г.
Конечно, не все было так радужно. Зарплаты у большинства граждан СССР были более чем скромные и денег хватало только на самое необходимое. Кроме того, даже после многократных снижений цены на многие группы товаров к началу 1950-х годов оставались далеки от уровня довоенных. Это касалось швейных машин, посуды, обуви, тканей, мебели, продуктов и многого другого. Москва, Ленинград, несколько других крупных городов снабжались относительно хорошо, но разница в обеспечении с большей частью страны была существенная. Крестьянство же, реальные доходы которого даже в 1952 г. оставались на 40 % ниже уровня 1928-го, питалось еще хуже. Дореволюционный уровень питания населения в калориях был вновь достигнут только в конце 1950-х — начале 1960-х годов.
1953 год. Сотрудник охраны обнаруживает Сталина лежащим на полу в малой столовой его дачи в Кунцево
В пол-одиннадцатого вечера помощник коменданта сталинской дачи в Кунцево Петр Лозгачев с пакетом из ЦК и свежей почтой вошел в комнаты, где жил Сталин, и увидел его лежащим на полу в пижамных брюках и нижней рубашке. Руководителя страны перенесли в большую комнату, уложили на диван и укрыли пледом. Сталин был парализован. Инсульт мог произойти ранее 11 часов утра, т. е. к моменту его обнаружения Иосиф Виссарионович пролежал без всякой медицинской помощи почти 12 часов.
Только в 7 часов следующего дня о болезни Сталина были поставлены в известность министр здравоохранения Третьяков, а также дочь Светлана и сын Василий. А в 9 часов — то есть спустя 23 часа после произошедшего инсульта — приехавшая группа врачей во главе с Третьяковым приступили к осмотру больного, спасти которого было уже нельзя. Диагноз консилиума был таков: «массивное кровоизлияние в мозг, в левое полушарие, на почве гипертонии и атеросклероза мозговых артерий».
3 марта уже расширенный консилиум, созванный по требованию Маленкова с целью прогнозирования состояния Сталина, единодушно пришел к выводу: смерть неизбежна и речь идет скорее о днях, чем о неделях.
5 марта в 21 час 50 минут Сталин умер.
2014 год. На 78-м году жизни умирает заслуженный архитектор Беларуси Леонид Левин
Десять лет назад перестало биться сердце талантливого творца, белорусского патриота, одного из авторов легендарного комплекса «Хатынь».
Левин родился в Минске, окончил Белорусский политехнический институт по специальности «архитектор». С 1997 г. возглавлял собственную творческую мастерскую.
Его роль в современной белорусской архитектуре трудно переоценить. Достаточно назвать такие ставшие знаковыми объекты в столице, как здания горкома КПБ, нынешнего МИД (1979), ВДНХ (1968), станций Минского метрополитена «Площадь Ленина» (1984), «Немига» (1990), проекты «Историческая Немига» (авторство реконструкции исторической части Минска), «Троицкое предместье» (1980–1986), «Верхний город».
Особенно проявилась творческая неповторимость автора в монументальной архитектуре. Помимо «Хатыни» (1969), это «Яма» (памятник жертвам бывшего Минского гетто), «Детям — жертвам Великой Отечественной войны» (на месте детского концлагеря в Красном Береге Жлобинского района), памятники Янке Купале и Якубу Коласу в Минске (1972) и князю Давиду в Давид-Городке (2000). «Его архитектура, как натянутые нервы, в ней эмоции на первом плане, — сказал о творчестве Левина председатель Белорусского союза архитекторов Александр Корбут. — Теперь это направление продолжают дочь архитектора Галина Левина и скульптор Максим Петруль».
Три дерева оставил на земле:
Любовь неугасимую к жене,
Дочь Галю —
Добра вершину из вершин
И онемевшую вдали Хатынь…
Это строки из поэтического сборника Левина «Мгновения». Леонид Менделевич еще ведь и писал стихи.
Прощание с ним прошло в концертном зале «Минск» 3 марта. На следующий день он был похоронен на Центральной аллее Восточного кладбища. В декабре 2020 г. Минский горсовет принял решение присвоить имя Левина одной из улиц в строящемся жилом комплексе «Минск Мир».