Архитектор Сергей Багласов — о воссоздании ансамбля Верхнего города
Всемирный день архитектуры отмечается 7 октября. Накануне праздника корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с архитектором Сергеем Багласовым, который всю свою профессиональную жизнь посвятил сохранению исторического облика города. Без него в Минске не было бы ратуши, отеля «Европа», церкви Святого Духа и многих других зданий.
Недавно в ратуше прошла презентация книги Сергея Багласова «Возрождение исторического центра Минска. 1980-2016 гг…». Для нас это стало поводом услышать рассказ автора о том, как удалось уберечь многие здания от сноса и воссоздать потерянные знаковые объекты города.
В знак протеста
В 1970-м, когда оканчивал архитектурный факультет Белорусского политехнического института (ныне БНТУ), исчезала застройка древней и легендарной улицы Немиги: сносили часть исторического города с уникальной средой, чтобы предоставить место новой транспортной магистрали. А ведущие архитекторы того времени обсуждали, что может появиться на месте площади Свободы, Верхнего города и Троицкого предместья. Происходящее так впечатлило молодого зодчего, что он даже хотел навсегда уйти из профессии. Однако от такого шага удержали друзья, убедив устроиться в Национальную академию наук Беларуси. Так С. Багласов оказался причастен к подготовке и изданию оригинального документа — «Свода памятников истории и культуры Беларуси». Наша страна единственная на просторах бывшего СССР напечатала подобный труд. Это было и первое приобщение молодого архитектора к исторической тематике. В 1976-м он перешел на работу в реставрационные мастерские. С тех пор сохранение и воссоздание облика Минска — дело всей его профессиональной жизни. Правда, перемены происходили медленно.
Начало. Троицкое предместье
До 1980 года о сохранении исторического наследия столицы речи не было. Да и оставшаяся с XIX века городская застройка была мало похожа на нечто ценное, часто представляла собой заброшенные строения в аварийном или полуразрушенном состоянии. С такими было легко проститься. Например, в конце 1970-х на площади Свободы планировали разместить новое здание театра имени Я. Купалы. Для этого пришлось бы снести комплекс большого гостиного двора (дома № 2, 4, 8, 10) и занять место, где раньше находилась ратуша.
— Понятно, такое решение поставило бы крест на последующем воссоздании ансамбля Верхнего города и площади Свободы, — вспоминает архитектор. — Выступления минской интеллигенции в защиту памятника истории встретили отпор со стороны архитектурного и партийного руководства столицы.
Неизвестно, как сложилась бы судьба этой части Минска, если бы не статья в газете «Правда» о минском Смольном — так назвал журналист Иван Новиков комплекс домов на площади Свободы (в 1917 году там проходило собрание большевиков, на котором приняли решение о поддержке восстания в Петрограде). История здания получила огласку, и… вопрос о сносе отпал. Напротив, в начале 1980-го появилось решение Мингорисполкома о реконструкции исторической части столицы (Троицкого и Раковского предместий, Верхнего города). Начали с Троицкого.
Было решено до конца реконструкции не придавать статус памятника сохранившимся зданиям предместья.
— Это позволяло местным властям принимать некоторые решения директивно, например, поступило распоряжение сделать кровлю из черепицы, а не из жести, как это было исторически. Поэтому пришлось увеличить уклон крыш, а значит, частично исказить достоверный вид застройки, что придало ей излишнюю декоративность, — считает архитектор.
В целом же основные задумки удалось воплотить. Начало было положено.
Продолжение. Верхний город
Первый проект воссоздания ансамбля площади Свободы и превращения территории Верхнего города в историко-культурный центр зодчие подготовили еще в 1980 году. Документ был согласован, а затем таинственно исчез. В 1982-м реставрационные мастерские передали «Минскпроекту» новую работу — комплексный проект регенерации исторической застройки всего центра города. Судьба его оказалась аналогичной. Чертежи, исторические справки, схемы охранных зон также бесследно пропали. Лишь С. Багласов сохранил авторский экземпляр документации в личном архиве. Остались и опубликованные в прессе материалы, сыгравшие в дальнейшем свою роль.
В то же время в середине года на общественное обсуждение выносят проект застройки восточной стороны ул. Немиги, где предлагают возвести большой торговый комплекс.
— Обсуждение проходило в переполненном зале Дворца профсоюзов, — рассказывает С. Багласов. — Горожан волновали судьба исторического наследия и то, как впишется в ансамбль предлагаемый новострой. Особенно яркими были выступления писателя Владимира Короткевича и историка Адама Мальдиса. Резонанс получился огромный.
Это событие стало катализатором кропотливого процесса реконструкции, реставрации, восстановления исторического центра. Появился единый заказчик — общество «Стары Менск», ставшее потом предприятием «Минская спадчина».
Понадобилось не одно десятилетие, чтобы Верхний город сформировался таким, каким мы его видим сегодня. С наступлением 2000-х воплотились проекты, разработанные под руководством Сергея Георгиевича: воссозданы ратуша, церковь Святого Духа (ныне концертный зал «Верхний город»), появились отель «Европа» и «Монастырский» с прилегающими объектами на месте бывших монастырских построек на ул. Кирилла и Мефодия. Шла реконструкция с реставрацией зданий на Интернациональной, Раковской, Витебской, Революционной.
С 1994-го до 2016-го С. Багласов был научным руководителем объекта «Исторический центр» (с 2016-го понятие научный руководитель упразднено. — Прим. авт.).
Многоточие. Минское замчище
Не всё из задуманного удалось воплотить в жизнь. Например, совершенно другой видели Багласов с коллегами застройку левой стороны (ближе к реке) Зыбицкой. Воссоздать исторический облик достоверно не получалось, поскольку измененное русло Свислочи и проложенные инженерные коммуникации не позволяли показать даже расположение прежней улицы. Поэтому речь шла о регенерации — застройке, приближенной к исторической по масштабу и среде. У потенциального инвестора была хорошая задумка: создать здесь центр семейного досуга. Но не сложилось. Территорию поделили между несколькими компаниями, каждая из которых взяла своего проектировщика. В результате здания оказались гораздо выше изначальных, да и по стилю разными. Ансамбль не получился.
На бумаге остался и проект историко-археологического центра «Минское замчище», разработанный под руководством Багласова. Это, пожалуй, самая неординарная концепция, к которой даже в профессиональной среде относятся по-разному. Главная идея авторов — показать макет части города XII века в натуральную величину, при этом разместив его на реальном для того периода уровне, гораздо ниже нынешнего. Предлагали также открыть обнаруженные археологами и законсервированные фрагменты древнего Минска (сейчас они в земле).
У такой концепции нашлось немало критиков. Вопросы действительно возникали, в том числе эксплуатационные, ведь особенности климата усложнили бы демонстрацию макета в зимнее время. Спорили специалисты и о том, сносить ли спортивный объект в начале пр. Победителей, что делать с частью замчища, располагавшейся по другую сторону нынешнего пр. Победителей. Время шло, воплощение проекта отложили. Сегодня разговор о нем вообще не идет. Возможно, вариант Багласова оказался слишком смелым и преждевременным. Как знать, может, ему суждено реализоваться спустя еще пару десятилетий.
Справочно
Любителям истории и архитектуры есть смысл прочитать книгу Сергея Багласова. В ней множество иллюстраций, интересных подробностей о каждом объекте. Жаль только, что издана весьма скромным тиражом, поэтому стоит поторопиться отыскать ее на книжных прилавках. Правда, автор обещал выложить в Интернете электронную версию своего труда.