Архитектурный совет: вопросы и ответы по строительству многофункционального комплекса возле цирка

Застройщик многофункционального комплекса возле цирка должен воссоздать фрагмент здания первой минской электростанции. Пока вопросов больше, чем ответов.

Комплекс из нескольких зданий, выросших по соседству с цирком, разместился на территории, ранее частично занятой другими объектами. Среди них и строения бывшей первой городской электростанции, возведенной в Минске еще при городском голове Кароле Чапском. Постройка конца XIX – начала XX в. представляла образец неоготической индустриальной архитектуры. Правда, после войны от ее первоначального вида сохранилось только два фрагмента. Остальную часть восстановили уже в другом стиле. Тем не менее сооружение значилось в перечне историко-культурных ценностей.

Когда участок отдали инвестору для нового строительства, фрагменты электростанции решили сохранить, но позже одобрили другое предложение – демонтировать и перенести их на новое место. Как же будет выглядеть воссозданная историко-культурная ценность и где она разместится? Ответ на этот вопрос искали члены архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе Минска вместе с научным руководителем объекта Вадимом Глинником.

Надо сказать, что ранее вопрос рассматривался на Республиканском архитектурно-градостроительном совете при Минстройархитектуры совместно с Белорусской республиканской научно-методической радой по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры. Из нескольких предложенных архитекторами вариантов выбрали один, он дорабатывался и сейчас вынесен на обсуждение вторично. Что же предлагается сделать? Как рассказал Вадим Глинник, наиболее оптимальным для размещения сохранившегося фрагмента постройки сочли место, максимально приближенное к набережной и мосту через Свислочь на проспекте Независимости. Помимо этого, здесь предложено установить скульптуру графа Чапского, с подачи которого в Минске и началась эпоха электрификации. Также научный руководитель счел уместным сделать, например, в бронзе, макеты наиболее известных зданий, построенных при легендарном градоначальнике. Для памятника выбрали место у самого проспекта, на верхней площадке уже выстроенной гостиницы. А рядом, вдоль пешеходной дорожки, ведущей к реке, можно разместить макеты построек. Предложено также сымитировать историческое мощение набережной, а с тыльной части восстановленного фрагмента сделать витрину с текстовой информацией.

У членов архитектурного совета возникло много вопросов к такому варианту. Почему сам фрагмент и скульптура Чапского находятся в разных местах, не лучше ли их установить в одном? Хорошо ли, что со стороны проспекта мы будем видеть спину памятника? Как будет увязан фрагмент с подпорной стенкой, возле которой он находится, и которая прикрывает его со стороны главной столичной магистрали? Прозвучали сомнения и в правильности выбранного благоустройства – длинный извилистый съезд от верхней площадки вниз на набережную. Не проще ли повторить лестницу, которая есть с другой стороны моста? Проектировщики ответили, что это делается для удобства маломобильных групп населения. Но такой вариант тоже сочли неоптимальным. Есть опасения и в том, что большая парковка у гостиницы визуально перекроет скульптуру и макеты.

Подводя итоги заседания, главный архитектор столицы попросил научного руководителя объекта еще раз подумать над местом размещения памятника и проработать иной вариант благоустройства с учетом высказанных замечаний.

 

 

Самое читаемое