Артем Цуран: «Отношения депутатов и избирателей выстраиваются на доверии»
Депутаты Минского городского Совета депутатов 29-го созыва приступили к исполнению обязанностей. На чем они сделают акцент в своей работе и как это отразится на комфорте горожан? Об этом председатель Мингорсовета Артем Цуран рассказал в интервью главному редактору газеты «Вечерний Минск».
О работе с гражданами
— Артем Николаевич, депутаты уже провели первые приемы граждан в своих округах. Какие вопросы поднимались чаще всего?
— Март был отведен на решение организационных вопросов. Состоялись первая сессия, заседания комиссий… Жителей Минска депутаты приняли уже в первый понедельник апреля, а также во время единого дня депутата, который состоялся на минувшей неделе. Горожан преимущественно интересовали вопросы, связанные с работой коммунальных служб и жилищной политикой.
Сейчас мы нацелены на то, чтобы рассказать как можно большему числу минчан о том, что депутаты нового созыва начали приемы граждан. Оповещать о возможности прийти с актуальными вопросами, пожеланиями, предложениями будем как через Telegram-каналы районных администраций, так и через традиционные СМИ.
— Давайте напомним, в чем именно заключается работа депутатов Мингорсовета.
— Она делится на два больших блока. Первый означает участие в работе соответствующих комиссий по представленным инициативам в здании городского Совета, где принимаются важные для города решения в целом. Второй — это работа в своих округах, плотное взаимодействие с избирателями, участие в решении проблемных вопросов минчан. Депутату важно предложить свой вариант решения актуальных задач. Но, чтобы это сделать, нужно быть в плотном контакте со своими избирателями, держать руку на пульсе жизни округа.
— С чем горожане приходили к вам на личный прием уже как к председателю Мингорсовета?
— С различными вопросами обращались жители со всего города. Стараюсь в рамках законодательства помочь всем гражданам, кто пришел ко мне со своей проблемой. Заявители во время приемов озвучивали темы, которые беспокоят их довольно долгое время. Если говорить предметно, то они были связаны с предоставлением арендного и социального жилья. Поднимались и проблемы, затрагивающие проведение текущего ремонта в подъезде. Например, часть собственников и нанимателей согласилась на то, чтобы обновить места общего пользования, а другая категорически не была согласна. Хотя по законодательству текущий ремонт подъездов оплачивают жильцы расположенных в них квартир.
Кроме того, было обращение, связанное с обустройством спортивной площадки на зеленой зоне в районе ул. Пулихова. Также горожан волновал вопрос создания дополнительных мест для выгула домашних животных.
О конструктивности
— Артем Николаевич, влияет ли на работу Мингорсовета то, что его депутаты принадлежат к разным партиям? Ведь у каждой партийной структуры имеется свой взгляд на конструктивное развитие страны в целом и столицы в частности.
— Все четыре партии, которые официально зарегистрированы сегодня в Республике Беларусь, поддерживают наш конституционный строй. Их лидеры действуют в едином русле поступательного развития гражданского общества, страны и, разумеется, Минска. Да, определенные различия в подходах имеются. Но здесь нужно говорить прежде всего о том, что никто из представителей партийных структур не выходит за рамки конституционных норм. Применительно к нашей деятельности это означает, что депутаты Мингорсовета, несмотря на принадлежность к разным партиям, будут заниматься общим делом.
— Каждый депутат Мингорсовета осуществляет свои полномочия без отрыва от трудовой деятельности. Но зачастую вопросы, которые поступают от избирателей на местах, выходят за рамки их знаний и компетенций. Отражается ли это на поиске оптимального решения?
— Ни в коей мере. Наши депутаты представляют интересы своих избирателей, и отношения между ними выстраиваются на доверии. К примеру, народные избранники на местах могут взаимодействовать с руководителями структур жилищно-коммунального хозяйства и помогать в работе над поднятыми горожанами проблемами. Пути решения той или иной ситуации могут быть разными. Но цель при этом одна. Людям необходимо помочь, основываясь на букве закона. Важно, чтобы они не сталкивались с равнодушием со стороны представителей власти. Вот это категорически неприемлемо.
О бюджете
— В ближайшие пять лет в Минске будут работать депутаты 29-го созыва. Ваши предшественники заявляли о том, что особенностью при формировании бюджета станет сохранение социальной направленности.
— Да, здесь все остается без изменений. Мы об этом достаточно подробно говорили с коллегами на первой сессии. Социальная ориентированность бюджета Минска сохранится при любом раскладе. В первую очередь речь идет об образовании и о здравоохранении. Необходимо также поддерживать органы социальной защиты, культуру, спорт, физкультуру, СМИ. И даже те сферы, которые не кажутся напрямую социальными.
— Если можно, то хотелось бы на этом остановиться подробнее.
— К примеру, система жилищно-коммунального хозяйства в городе дотируется из бюджета. Ведь мы, минчане, платим за пользование тепловой энергией для нужд отопления и горячего водоснабжения около 20 % от реальной цены. А озеленение нашего города? Это ведь тоже поддержка бюджета. Здесь же нужно говорить о ремонте дворовых территорий и об общественном транспорте. К слову, дотируется не только оплата пассажирами проезда, но и закупка нового подвижного состава. Сюда же необходимо отнести строительство и работу метрополитена, который также является социально ориентированным видом транспорта.
Кроме того, из бюджета Минска финансируется еще и строительство инфраструктурных объектов. Яркий пример — работы по переводу западной части столицы на систему водоснабжения из артезианских источников. Поэтому подчеркну, что весь бюджет столицы социально ориентированный. А сделать так, чтобы он был максимально сбалансирован, это тоже работа депутатского корпуса.
Об экономике
— Мы уже обсудили, как депутатский корпус в целом влияет на развитие экономики города и жизнь граждан. А что можно сказать о влиянии народных избранников на работу предприятий?
— Прежде всего это установление определенной ставки налога на землю, недвижимость. Подчеркну, что депутаты не принимают такие решения спонтанно. Это происходит лишь по итогам глубокого экономического анализа работы всех служб, которые нацелены на результат. Речь идет о работе предприятий и их структурных подразделений, министерств, ведомств и, конечно, о сфере деятельности местных властей. Здесь мы должны соблюдать определенный баланс.
— Насколько депутаты Мингорсовета готовы сегодня возложить на себя контрольную функцию — ходить в рейды по магазинам и осуществлять ценовой контроль или качество реализуемой продукции?
— Все наши депутаты — это прежде всего люди с активной жизненной позицией. Они также сталкиваются с вопросами, которые вы обозначили. Но суть такого рода контроля за работой розничной торговли я вижу в эффективном взаимодействии с профильными структурами. Пусть это будут депутатские рейды, но они должны проходить совместно со специалистами, которые занимаются этой темой профессионально. Это необходимо для того, чтобы составить правдивое и компетентное мнение. Так мы сможем повлиять на качество продаж.
О вертикали самоуправления
— Давайте рассмотрим вопрос взаимодействия депутата с неравнодушными жителями на местах. Речь о комитетах территориального общественного самоуправления.
— Сейчас выстроена четкая вертикаль общественного самоуправления — от первичного звена до уровня Мингорсовета. Для организации процесса потребовалось несколько лет. Полагаю, есть все основания полагать, что эта система будет работать максимально эффективно, надежно и с пользой для людей. Под этими словами подразумевается взаимодействие с каждым горожанином, который неравнодушен к жизни своего дома, микрорайона и района. В их числе старшие по подъезду, председатели КОТОС, председатели товариществ собственников жилья… Но при этом сфера поднимаемых ими вопросов должна затрагивать уровень администрации района и ее профильных структур. Говоря иными словами, они также будут относиться к коммунальной тематике, но опосредованно.
Об исторической памяти
— Что в Минске делают для увековечения имен тех, кто принес Победу?
— На мой взгляд, надо обратить внимание на инициативы, которые уже сейчас реализуют в Минске. Это в том числе популяризация героев, именами которых названы столичные улицы, школы и гимназии. Мы хотим их максимально визуализировать. Для этого имеются современные механизмы и инструменты. Это и проведение адресной работы в интернете, и билборды на городских улицах, мемориальные доски и знаки, памятники. Большая заслуга принадлежит также средствам массовой информации. Новые интересные проекты созданы на ресурсах агентства «Минск-Новости». Думаю, задач здесь хватит не только на текущий год. В целом, на мой взгляд, процесс развития исторической памяти необходимо и дальше выводить на всеобщее обозрение, чтобы к нему подключалось как можно больше структур.
Подготовили Юлия Денищик, Валерьян Шкленник