Артист балета Олег Ивенко – об учебе в Минске и сьемках в фильме «Нуреев. Белый ворон»

С артистом балета Олегом Ивенко пообщался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Выпускнику Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа всего 23, но он уже знаменитый на весь мир танцовщик, лауреат многочисленных международных конкурсов, а с недавних пор еще и кинозвезда.

В фильме харизматичного британского режиссера, актера, продюсера Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» главную роль сыграл Олег Ивенко. В 1961 году Рудольф Нуреев, премьер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, фактически сбежал из Страны Советов после окончания гастролей труппы в Париже, попросив в аэропорту политическое убежище. Эти драматичные события и ключевые эпизоды жизни легендарного невозвращенца и легли в основу биографической драмы.

Заменить Ивана Васильева

…Он поразительно похож на своего знаменитого предшественника даже внешне. То эгоцентричный и капризный, то впечатлительный и ранимый — таким предстает перед нами Рудольф Нуреев в исполнении Ивенко. Танцует солист Татарского театра оперы и балета в фильме так же убедительно, уверенно и мощно. По признанию Олега, его роль изменила и его самого. Актер заметил, что, с одной стороны, стал жестче и требовательнее, порой даже чересчур. С другой — более целеустремленным, уверенным в своих силах и умеющим добиваться своего.

Удивительно, но к его киноуспеху коллеги и руководство театра отнеслись, мягко говоря, прохладно, словно не заметили.

— У нас тяжелое искусство, — прокомментировал ситуацию в одном из интервью Олег. — Это интриги, сплетни, очень неприятный мир. Всегда найдутся люди, которые станут завидовать, как происходит со мной сейчас. Меня в театре вообще не поздравили, только моя девушка, близкие и всё. Никто ничего не сказал. Сейчас все пытаются со мной дружить, но я же вижу, что это неискренне, просто маска.

Олег Ивенко родился в Харькове. Пятилетнего непоседу в балетную школу отвела мама. Будущий солист учился там десять лет. За это время не раз выезжал на гастроли в разные страны. В 15, после девятого класса, нужно было принимать решение, как развиваться дальше. И тут он впервые почувствовал себя белой вороной. Все однокашники уехали учиться в Пермь. Олег выбрал Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж и отправился в Минск.

Объясняет свой выбор так: «Там учился Иван Васильев (звезда петербургского Михайловского театра, ранее выступавший в московском Большом. — Прим. авт.). Я, правда, не знал, что он выпускается, и приехал в тот момент, когда Иван как раз заканчивал обучение. А про себя подумал, что это замечательный момент стать номером 1…»

Батманы в вагоне и Казань вместо Вены

— Ивенко приехал к нам в 2006 году, уже многое умел, поскольку балетом занимается с пяти лет, — рассказывает наставник Олега, преподаватель гимназии-колледжа, заслуженный артист Беларуси Сергей Пестехин. — Но в своей группе оказался самым юным, попав после 9-го класса сразу на первый курс колледжа, где учились ребята на год-полтора старше. Они были более опытные и мастеровитые. А ему с детства хотелось выбиться в лидеры. Поэтому всё свободное время Олег старался использовать для самосовершенствования. «Сергей Иванович, — обращался ко мне, — есть свободный зал? Вы бы не могли со мной позаниматься?» Однажды ехали поездом двое суток через Москву на конкурс в Пермь. Так он то в купе забросит ногу на верхнюю полку, то выйдет в коридор и начинает делать прыжки, батманы…

У него от природы фигура хорошая, прыгал Олег здорово, но подъем, шаг, выворотность не были его сильными сторонами. Он же постарался и это развить по максимуму. В итоге стал участвовать и часто побеждать в международных конкурсах. После окончания колледжа Олег Ивенко вместе с Константином Героником и Игорем Оношко оказались в тройке лидеров, получивших приглашения в разные театры. У Олега их было больше всего, в том числе в Вену. Но ему приглянулась Казань.

С Рэйфом Файнсом

Кстати, на гастролях в Германии один немецкий балетмейстер сказал: «Этого парня взял бы к себе хоть сейчас». Причем ему на то время оставалось учиться год или полтора.

В «Белом вороне» Олегу удалось передать основные черты характера Нуреева. А чисто технически он, может быть, даже сильнее. Рудольф тоже прекрасно прыгал, а идеальной выворотности и большого шага у него не было. Оба — любимцы публики, и в этом они схожи.

Ballet Room и «Гарри Поттер» в оригинале

Премьер Татарского театра оперы и балета вернулся в Минск в ноябре 2019-го благодаря сотрудничеству с ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД), приезжал в белорусскую столицу в качестве лица информационной кампании «Искусство для здоровья». Звезда «Белого ворона» является еще и членом фонда Рудольфа Нуреева, умершего именно от СПИДА…

С той же миссией Олег побывал в Минске и в марте нынешнего года. Кроме того, порадовал своих поклонников на сцене Большого театра Беларуси, представ в образе Базиля в балете Л. Минкуса, дал мастер-класс для коллег, а на открытом показе «Белого ворона» с удовольствием делился эмоциями и воспоминаниями о съемках со зрителями, пришедшими на презентацию:

— Многие говорили, что внешне я удивительно похож на молодого Нуреева. Скромничать не буду. Рэйф Файнс на эту роль выбирал танцовщика с энергетикой, которая была бы схожа с нуреевской. Это был мой дебют в актерском плане, а шанс, который мне выпал, я упустить не мог. Начал заниматься английским и корректировать русский, брал уроки актерского мастерства и пытался влиться в иную стилистику танца.

Готовился год. Претендентов на эту роль было много — из Москвы, Берлина, Питера. А Файнс выбирал, кто наиболее подходит по энергетической подаче и эмоциональному состоянию.

Базиль в «Дон Кихоте»

В свои 23 года этот обаятельный парень успел добиться многого и не перестает удивлять. У него собственная школа балета Ballet Room, которую он открыл за свои деньги. После съемок фильма организовал и проводит фестиваль современной хореографии. Усиленно работает над английским, признавшись, что даже «Гарри Поттера» начал читать на языке оригинала.

У Ивенко, по его словам, один из лучших агентов, который предлагает ему работу как актеру. И возможности такой Олег не исключает. Он уже сейчас задумывается, чем хотел бы заниматься, когда закончит карьеру танцовщика, и мечтает что-то поменять в индустрии балета. Мы наверняка еще не раз о нем услышим.

Фото из архива Большого театра и Instagram Олега Ивенко

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ