Артисты, директора предприятий и даже банкиры. Кто и как попадается на уловки кибермошенников

В Минске продолжает расти количество хищений с использованием компьютерной техники, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в управлении Следственного комитета по г. Минску.

На протяжении всего прошлого года в столице наблюдался рост числа преступлений в сфере информационных технологий. Подавляющее большинство из них — хищение денежных средств путем завладения реквизитами банковских карт.

— В 2020 г. столичными подразделениями Следственного комитета возбуждены 7 517 уголовных дел по ст. 212 УК Республики Беларусь («Хищение путем использования компьютерной техники»). Для сравнения: в 2018-м в Минске было зарегистрировано всего 1 374 подобных преступления, а в 2019-м — 2 763, — говорит официальный представитель управления Следственного комитета по г. Минску Екатерина Гарлинская. — За четыре месяца нынешнего года следователями уже возбуждено 2 120 таких уголовных дел, за аналогичный период 2020-го — 668. 

В некоторых случаях злоумышленники завладевали реквизитами банковских платежных карт с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих торговую площадку Kufar. Через различные мессенджеры с гражданами, разместившими там объявление о продаже товаров, велась переписка. В ходе общения потерпевшим предлагалось перейти по ссылке на поддельную страницу, внешне схожую со страницей площадки Kufar, и ввести реквизиты своей банковской карты для якобы отправки на их счет предоплаты. После ввода данных продавец ничего не получал, а с его банковской карты списывались деньги.

— В сводках продолжают фигурировать уголовные дела, возбужденные по факту хищения денежных средств лжесотрудниками банков, — продолжает Е. Гарлинская. — Злоумышленники звонят потерпевшим на мобильные телефоны, представляются работниками различных банков и под вымышленными предлогами узнают реквизиты платежных карт и паспортные данные. В результате такого общения граждане также лишаются сбережений.

Более 500 рублей подобным способом похитили у 59-летней пенсионерки. В ходе телефонного разговора якобы с сотрудником банка пожилая женщина опрометчиво сообщила реквизиты своей платежной карты. Аналогичная ситуация произошла с 85-летним минчанином: в апреле нынешнего года неизвестный позвонил ему на Viber. Путем долгих уговоров и убеждений мошеннику удалось выманить у потерпевшего нужную ему информацию. С карты дедушки были похищены более 58 тыс. российских рублей (более 2 тыс. белорусских).

— В настоящее время все чаще фиксируются случаи, когда неизвестные представляются сотрудниками органов внутренних дел. Так, днем 1 мая нынешнего года 69-летней пенсионерке на Viber позвонил мужчина и представился милиционером, после доверительного общения с которым она лишилась 5 400 рублей, — отмечает собеседница. — Потерпевшие по таким уголовным делам — люди разных возрастов и профессий. Среди них бизнес-аналитик, ведущий товаровед, научный сотрудник, артисты, директора предприятий и даже начальник управления одного из крупнейших банков страны.

По каждому факту проводятся следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление лиц, совершивших преступления, готовятся поручения об оказании международной правовой помощи по таким уголовным делам, ведь зачастую злоумышленники находятся за пределами страны.

Хищение денег с карт-счетов возможно только при передаче держателем банковской платежной карточки ее реквизитов третьим лицам. Приведенные примеры не единичны — аналогичными способами злоумышленники похищают сбережения у сотен людей, при этом суммы ущерба порой достигают особо крупных размеров.

Следователи в очередной раз настоятельно просят граждан быть бдительными:

— при использовании торговой площадки Kufar нужно совершать все действия исключительно на самой платформе объявлений;

— не переходить по ссылкам, которые высылают неизвестные собеседники;

— не предоставлять третьим лицам сведения об учетной записи в интернет-банкинге и мобильном банкинге;

— никому ни под каким предлогом не передавать реквизиты своих банковских карт, в том числе CVV-код.

Если вам звонят с подобными просьбами, представляясь сотрудниками банка, прекратите разговор и при необходимости перезвоните в клиентскую службу вашего банка (номер указан на карте) для уточнения всех вопросов. Помните: работник такого учреждения никогда не станет получать информацию у клиента о полных реквизитах карты, тем более посредством телефонного звонка. В случае утери платежной карты стоит незамедлительно обратиться в банк для ее блокировки.

— И самое главное правило безопасности: в случае, если вы все же стали жертвой кибермошенников, незамедлительно обратиться в милицию. Это поможет сохранить цифровые следы преступления и блокировать операцию по списанию денежных средств, — подчеркнула Е. Гарлинская.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ