Аттестат и рабочая специальность. Как налажен учебный процесс в межшкольном УПК

Более 440 выпускников средних школ Октябрьского и Московского районов вместе с аттестатами о среднем образовании получат документы о наличии у них востребованной рабочей специальности. О выборе профессии, конкурсе профмастерства WorldSkills и парнях — будущих помощниках воспитателей — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Будущие профессии они осваивают на базе Минского государственного профессионального лицея № 5 транспортного строительства — не только одного из старейших профессионально-технических учреждений образования в Республике Беларусь, но и одного из лучших в стране.

Судите сами. Школа фабрично-заводского обучения № 25, с которой берет отсчет биография нынешнего лицея, открылась в Минске практически сразу после освобождения столицы от немецко-фашистских захватчиков — 8 августа 1944 года. О высоком нынешнем рейтинге лицея говорит то, что на протяжении шести последних лет он входит в тройку лучших учреждений образования Минска. Или еще один факт: чтобы поступить на некоторые специальности, которым обучают здесь, выпускнику школы необходимо иметь средний балл аттестата не менее 7–8.

Прежде чем стать сегодняшним лицеем № 5, Минское профессионально-техническое училище № 25 транспортного строительства пережило несколько преобразований. 1 сентября 2002 года его объединили с Межшкольным учебно-производственным комбинатом Октябрьского района. А с 1 апреля 2004-го учебное заведение получило свой нынешний статус и название. При этом продолжает выполнять функции межшкольного УПК.

— То есть уже более 18 лет наши мастера и преподаватели вместе с обучением учащихся лицея занимаются и профессиональной подготовкой старшеклассников, — говорит директор лицея Инесса Кузьмина.  А это, согласитесь, серьезный стаж и опыт.

Кроме опыта у лицея есть завидная учебно-производственная база, на которой обучаются в том числе старшеклассники. В этой связи директор вспоминает следующее.

Учащиеся лицея много лет являются участниками конкурса WorldSkills — крупнейшего в мире соревнования профессионального мастерства, проходящего раз в два года. Это своеобразные олимпийские игры для учащихся лицеев и колледжей, студентов университетов, молодых квалифицированных рабочих и специалистов в возрасте до 22 лет. Например, на последнем WorldSkills-2019 в Казани нашу страну представляли сразу два учащихся лицея № 5. Андрей Трофимов демонстрировал свое мастерство в компетенции «Кирпичная кладка», Юрий Находько соревновался в компетенции «Производство мебели».

Но И. Кузьмина рассказывает о более раннем мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби — столице Объединенных Арабских Эмиратов:

— Команда Беларуси выступила достойно, в итоговой таблице среди 75 стран-участниц оказалась в золотой середине. Но меня очень расстроил один случай. Южнокорейский участник после соревнований решил подарить нашему каменщику набор своего самого современного инструмента. Настолько был поражен мастерством нашего парня, при том что работал он с инструментом, который явно недотягивал до существующих мировых аналогов. Помню, в тот вечер я шла по арабской столице и не могла сдержать слез. Тогда твердо решила, что ребята нашего лицея будут учиться специальностям, работая с самым лучшим инструментом и с самыми современными материалами.

К слову, многие учебные классы и мастерские оборудованы с учетом опыта, который учащиеся лицея и его преподаватели получили на соревнованиях WorldSkills.

И еще один факт в тему: недавно представители одной из крупнейших строительных компаний Минска побывали в лицее на соревнованиях будущих каменщиков. И были поражены их мастерству. Большинство ребят показывали уровень не ниже 4-го разряда, при том что у каменщиков их всего шесть.

Сегодня на отделении профессиональной подготовки лицея № 5 занимаются 518 старшеклассников из всех школ Октябрьского и 329 учеников 10–11-х классов из восьми школ соседнего Московского. Каждому было предоставлено право выбрать любую из приглянувшихся девяти профессий: медицинский регистратор, официант, повар, помощник воспитателя, приемщик и комплектовщик товаров, продавец, столяр, цветовод или цветочница, электромонтер по эксплуатации электросчетчиков.

Теорию и трудовые навыки по всем профессиям старшеклассники один день в неделю получают на базе лицея. Производственное обучение и практика проходят непосредственно в профильных организациях, среди которых, например, около 20 предприятий общественного питания столицы, 2 — торговли, 10 дошкольных и 7 медицинских учреждений, Республиканский центр экологии и краеведения, где практические навыки оттачивают цветоводы.

В электромонтажной мастерской с десяток столов-тренажеров, на каждом закреплена какая-то схема.

— Это схема электропроводки стандартной городской квартиры, — объясняет мастер производственного обучения Михаил Грабар. — Если ребята правильно соединят провода, в нужном порядке подключат электрооборудование, установленные на стенде лампочки загорятся. Если допустят ошибку — увы.

Сегодня в мастерской азы профессии электромонтера по эксплуатации электросчетчиков получают десятиклассники. Знакомимся с одним из них — Александром Бутом, учеником СШ № 71. Парень старательно скручивает провода, чем уже заслужил похвалу преподавателя.

— Навыки электрика мужчине всегда понадобятся, — объясняет Саша свой выбор. — К тому же и сама специальность востребована. Если не поступлю в вуз, как планирую, без работы не останусь.

В следующем кабинете будущие повара занимаются карвингом — вырезают из овощей и фруктов цветы и фигурки.

— Сегодня уже мало просто приготовить вкусную еду, ее надо изящно оформить, красиво подать, — поясняет мастер производственного обучения Валентина Бухтеева. — Вот этому мы сейчас и учимся.

Если в электромастерской увидеть исключительно ребят было как-то привычно, то на занятиях с В. Бухтеевой заметный перевес парней, признаться, удивил.

— Это только на первый взгляд кажется, что профессия повара красивая и легкая, — поясняет преподаватель. — Кроме умения и таланта она требует огромных физических усилий. Считается, что из мужчин получаются лучшие шеф-повара, поэтому спрос на них растет.

Но не только этим объясняет выбор профессии Илья Метельский из СШ № 79:

— Я просто люблю готовить, хочу баловать близких и друзей чем-нибудь вкусным и красивым.

И уж вовсе удивило присутствие парней в группе будущих помощников воспитателя, старательно что-то рисующих и мастерящих поделки из бумаги.

— Все они — будущие папы, поэтому умение учить и развлекать детей никогда не будет лишним, — говорит мастер Жанна Снежко. — Кто сказал, что воспитывать детей не мужское дело?

И Жанна Павловна поведала, как однажды пришла на занятие к Владу Башуро во время его практики в детском саду. Ребята буквально заглядывали ему в рот, не отходили от парня ни на шаг. Да и он, занимаясь с малышами, выглядел очень счастливым.

Сам Влад, ученик СШ № 11, признается, что ему очень нравится работать с маленькими детьми. Может ли это стать его профессией?

— А почему бы и нет? — вопросом на вопрос отвечает этот симпатичный парень с очень добрыми глазами.

Будущие цветоводы «украшали мир», как выразилась их преподаватель, на этот раз занимаясь изготовлением искусственных цветов. Столяры мастерили деревянные игрушки, официанты сервировали столы, продавцы что-то считали, медрегистраторы измеряли друг другу давление…

— Время, когда в регистратуре медучреждений нас встречали почти исключительно бабушки, прошло, — говорит мастер производственного обучения Оксана Шарамет. — Сейчас здесь востребованы молодые люди, владеющие всеми современными информационными технологиями и способные дать моментальный ответ на любой вопрос посетителя поликлиники, больницы или медицинского центра.

Конечно, не все из них в силу разных причин будут работать медрегистраторами, говорит Оксана Петровна. Но она убеждена: большинство ребят, выбравших эту специальность, все-таки останутся в медицине.

К слову, в ответ на этот вопрос руки подняли практически все учащиеся группы.

На днях в лицее № 5 транспортного строительства прошел семинар, на котором представители школ Октябрьского и Московского районов, а также специалисты комитета по образованию Мингорисполкома могли познакомиться с организацией учебного процесса и материальной базой отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки, а также обсудить проблемы в трудовом образовании и воспитании школьников.

Справочно

По окончании полного курса обучения одиннадцатиклассники сдают выпускной квалификационный экзамен. По результатам прошлого учебного года 10 и 9 баллов получили 313 ребят из 441.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ