Как мы с приятельницей так и не купили по акции 6 пар заправских штиблет в одном из магазинов широко известной торговой сети не менее известного белорусского обувного бренда. Назовем его N
Внимательно читать условия чего угодно, не только договора, — теперь мое золотое правило. А еще никогда и ни за какие коврижки не участвовать ни в каких провокациях вроде акций и распродаж. По крайней мере, в качестве клиента. Потому что произошедшее на днях событие окончательно разрушило веру в гибкость и добрые помыслы отечественных производителей по отношению к нам, потребителям.
Недавно позвонила приятельница и поспешила сообщить, что в N объявили невиданные доселе скидки на весь ассортимент обуви. Мол, если берешь три пары, то платишь только половину стоимости товара.
Естественно, такая новость не могла остаться без внимания, а магазин — без посещения, посему после рабочего дня мы отправились в ближайший торговый объект N с целью обуться на три года вперед. Когда подошли ко входу, заметила на двери объявление, мельком глянула, боковое зрение выхватило: «20 % скидка… 50 % скидка». Не вникая в остальной текст, поспешили вовнутрь. Сколько перемеряли пар туфлей, кроссовок, босоножек, словами передать трудно, да и цифры такие запомнить почти невозможно. Пока выбрали я две, а приятельница аж 4 пары обуви, состав посетителей сменился не раз, а потом и вовсе магазин стал полупустым. Работники торгового зала вспотели, то и дело бегая на склад за очередными штиблетами. Словом, к делу мы подошли со всей ответственностью и нескрываемым довольством от предстоящей небывалой экономии. В результате к кассе прибыли с 6 парами обуви на двоих общей стоимостью около 2,6 миллиона рублей. Естественно, с учетом 50-процентной скидки рассчитывали заплатить 1,3 миллиона. На мою долю пришлось бы всего около 420 тысяч. Но не тут-то было. Оказалось, что скидка 50 процентов предоставляется не на три, а на третью пару в чеке. А 20 процентов — на вторую. Первая же оплачивается по полной стоимости. Здесь, конечно, мы сами дали маху и поплатились за свою невнимательность. Хотя справедливости ради отмечу, что текст рекламного объявления все же составлен и размещен не совсем корректно. Действительно, запутаться не составит труда. Тем не менее, соглашусь, это проблемы таких наивных и доверчивых зевак, как мы. Но вторая часть «марлезонского балета» — стопроцентный «развод» на деньги и форменное издевательство. По условиям акции за полную стоимость продается самая дорогая пара обуви. Вторая, которую предлагают с 20-процентной скидкой, должна быть по стоимости равна или меньше первой. Третья — быть равной по цене или дешевле второй. То есть, 50-процентая скидка предоставляется на самую дешевую обувь в чеке. Считаю, это нечестная игра в одни ворота. Например, в одном из наших так и неоплаченных чеков были следующие цены: примерно 800.000, 500.000 и 350.000 рублей. В сумме — 1.650.000 рублей. Если пополам, выходит 825.000. А по условиям акции получилось 1.375.000, экономия — 275.000 рублей. На деле скидка с чека — около 16,7 процента. А какие красивые цифры в объявлении-то!
Ладно, забудем про наше наивное заблуждение насчет «все за полцены». По большому счету, на рынке всегда есть два игрока: один хочет подешевле купить, другой подороже продать. Покоя не дают условия акции, которые узнать можно только двумя способами. Первый — непосредственно возле кассы магазина, удивившись сумме в чеке, превышающей ожидаемую. Второй — на официальном сайте производителя обуви. Все — третьего не дано. Уместно сейчас вспомнить про многочисленных клиентов N с его бюджетным ассортиментом, возраст которых глубоко пенсионный, а интернет и гаджеты — поистине космос. У них вариант только один — первый. При этом вряд ли кто-то вникает в нюансы и отказывается впоследствии от не таких уж дешевых акционных покупок, как это сделали мы вчера с приятельницей: сдали все 6 пар взмокшим продавцам и ушли прочь несолоно хлебавши. Хотя, может, и смирились бы с настигшей действительностью, если бы условия были справедливыми и выгодными для обеих сторон. Я про то, что скидки предоставлять следовало бы в обратном порядке — самые большие на самые дорогие пары обуви, а наиболее дешевую в чеке продавать за полную стоимость. Тогда бы с упомянутых выше трех пар мы сэкономили 650.000 рублей (39 процентов с чека) и с удовольствием совершили бы такую покупку. Но, видимо, и производитель, и его фирменный магазин полагают, что это невиданно щедро, а потому почти невозможно. Почти потому, что отечественному производителю обуви фору дала коммерческая торговая сеть с импортным товаром. Где чаще всего и цены не кусаются, и условия акций вполне справедливые, доступно изложенные в рекламных объявлениях.
Кто-то скажет, что и 16,7 процента в N — лучше, чем ничего. Но даже если не брать во внимание более гибкого конкурента, такие бонусы (и даже более существенные) нам часто дарят крупные столичные универмаги, где в том числе продают обувь N с минимальной торговой наценкой. Поэтому смысла не вижу бежать сломя голову за тремя парами в фирменный магазин, несмотря на качественно организованную «замануху».