Аварийные ситуации и внушительные физнагрузки: как проходят будни на борту космического судна
Летчик-космонавт госкорпорации «Роскосмос», Герой России Денис Матвеев встретился с преподавателями и курсантами Белорусской государственной академии авиации. Зачем на борту корабля выращивают кристаллы шипов ковида и с какими форс-мажорами можно столкнуться в невесомости — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Д. Матвеев рассказал аудитории о своем профессиональном становлении, научных исследованиях, которые проводятся на борту корабля, особенностях физической подготовки космонавтов, затронул тему нюансов жизни в невесомости и не только.
Спикер сразу же озвучил готовность ответить на самые каверзные вопросы учащихся, и эта мысль не осталась неуслышанной — одна из курсантов поинтересовалась тем, в какие внештатные ситуации космонавту доводилось попадать. Спойлер: ничего из ряда вон, судьба Д. Матвеева от таких казусов уберегла. Но спикер охотно поделился тем, какие угрозы вообще могут подстерегать людей его профессии на борту.
— Станция в том виде, в котором она существует, — это достаточно опасный объект. Она летает на достаточно большой высоте (400 км) с внушительной скоростью (28 тыс. км/ч) и находится в вакууме, — рассказал Д. Матвеева. — Аварийных ситуаций может быть три: первая — это пожар (в закрытом объеме он действительно очень опасен, и в большинстве своем именно продуктами выброса), вторая — разгерметизация (нарушение целостности корабля и утечка воздуха), третья — утечка аммиака из американской системы охлаждения.
Если космонавты попадают в одну из таких ситуаций, приоритеты расставляются следующим образом: на первом месте — жизнь и здоровье экипажа, на втором — сохранение станции, на третьем — выполнение программы полета.
Все форс-мажоры отрабатываются во время подготовки к отправлению в космос, причем многократно и в различных вариациях. Экипаж, соответственно, подкован и знает, как действовать, чтобы устранить возникшие неполадки.
Из интересных моментов Д. Матвеев рассказал о том, что каждый космонавт на протяжении двух с половиной часов в день занимается на станции физкультурой. Опции пропустить тренировку у него нет, и обоснована необходимость поддерживать физическую форму тем, что в условиях микрогравитации, невесомости, она ежедневно снижается. Причем вернуться к прежнему уровню работоспособности, находясь на борту, нереально.
— Спортивная программа построена таким образом, что, начиная с первого дня, проведенного в космосе, нагрузка с каждым разом увеличивается, вплоть до момента возвращения на Землю, — отметил Д. Матвеев.
Поддерживать физическую форму нужно еще и потому, что в случае необходимости покинуть станцию экипаж перемещается в свой спасательный корабль и выполняет срочный спуск. Приземлиться транспортное средство может на неподготовленную площадку, аварийный регион, где космонавтов будет ожидать поисково-спасательная служба.
— Спуск подразумевает под собой различные перегрузки: при штатном — это порядка 4–4,5 единицы, при баллистике — 8–9. Неподготовленный организм может просто не дожить до соприкосновения с Землей, — объяснил спикер.
Также на мероприятии фигурировала тема проведения на борту научных экспериментов. Это одна из основных целей столь дальних путешествий.
— Нужно понимать, что космонавт — не ученый, мы скорее выступаем в роли лаборантов. Научные исследования — это всегда работа с большими массивами данных. Ты строишь предположение, отрабатываешь его, получаешь результаты и анализируешь их. Мы занимаемся реализацией среднего звена из этой цепи — ставим эксперименты, — уточнил Д. Матвеев. — Основная задача — правильно собрать оборудование, подготовить его, провести опыт так, чтобы все получилось, и позаботиться о сохранности его результатов.
Наиболее интересными экспериментами спикер считает дистанционное зондирование Земли (есть возможность понаблюдать за планетой, которую исследуют с помощью оптических и радарных спутников, через иллюминаторы, и совместить это с работой), а также магнитную фабрикацию, когда на борту выращиваются кристаллы шипа коронавируса. Вирус постоянно мутирует, поэтому такие опыты не теряют своей актуальности.
Помимо этого, курсанты узнали о том, как космонавты сохраняют память о первопроходцах в этой сфере, в том числе о Юрии Гагарине и Сергее Королеве.
— Эти имена безусловно прочно вписаны в историю. Наша работа была бы просто невозможна без их участия и вклада. У космонавтов есть незыблемая традиция, которая соблюдается из года в год: 9 марта мы всем отрядом едем на Родину Юрия Алексеевича, в Смоленскую область, там участвуем в торжественных мероприятиях. Зачастую нам удается посетить деревню Клушино, где наш первопроходец жил со своей семьей, — рассказал спикер.
В той местности есть действующий колодец, и считается, что не летавший космонавт, который попьет из него, в скором времени отправится в свое долгожданное путешествие.
Также 27 марта отряд едет в Новоселово — в деревню, где в 1968 году во время испытательного полета разбились их предшественники.
Говоря о космонавтике в целом, Д. Матвеев выделяет вклад в данную нишу и белорусского народа.
— Республика Беларусь в российской пилотируемой программе и космонавтике играет большую роль, потому что тут производятся некоторые компоненты, которые необходимы для средств выведения. Также есть очень хорошие эксперименты, поставленные на борт российского сегмента МКС, которые организованы в том числе при участии Национальной академии наук Беларуси, — делится Герой России. — Ну и, конечно, большое событие для Республики Беларусь — это полет в космос ее представителя, Марины Василевской.
Фото Сергея Пожоги
Читайте также:
Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов
В 1942 году фашисты расстреляли его, но он выжил, стал разработчиком первого в мире трехместного корабля «Восход» […]
Смотрите также: