Автомобили — кинозвезды: как на Золотой Горке создают музей техники и транспорта «Старое колесо»

Общество защиты памятников техники и транспорта «Наша Победа» отметило в этом году свое 20-летие. Сегодня его члены заняты созданием музея техники и транспорта «Старое колесо» рядом с костелом Святого Роха на Золотой Горке. Как продвигается проект, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Пока это, конечно, мало напоминает музей. На территории костела Святого Роха под открытым небом расположились несколько десятков старых авто, которые для детей, приходящих сюда на игровую площадку, выглядят не иначе как гости из далекого прошлого.

За десятилетия минские энтузиасты «Нашей Победы» собрали около 70 машин, которые производились в XX веке. Некоторые из них купили на аукционах, другие спасли от списания в утиль, собрали из различных кузовов, агрегатов и запчастей, как, например, машину медпомощи «Волга ГАЗ 2403». До недавнего времени «автостарушки» и «автостарички» были разбросаны по разным гаражам и площадкам. Многие пока на реставрации и не готовы переехать по новому адресу.

Поддержание экспонатов в рабочем состоянии — большой кропотливый труд, требующий времени и немалых средств. Иногда «Волги», «Москвичи», «Победы», «Жигули», «Запорожцы» месяцами реанимируют к активной жизни.

— Место для музея искали давно, — рассказывает председатель общества защиты памятников техники и транспорта «Наша Победа» Василий Терешко. Помог случай. В прошлом году территория, прежде принадлежавшая одному из операторов сотовой связи, отошла к костелу Святого Роха. Узнав об этом, я, как прихожанин храма, предложил ксендзу Юрию Санько создать здесь музей ретро-машин, и он меня поддержал. Предполагается, что наш музей будет частично интерактивным: любой посетитель сможет посидеть в кабине за рулем, залезть в кузов. Со временем обязательно поставим транспорт под навесы. К сожалению, сейчас у нас нет спонсоров, и из-за недостатка финансов дело продвигается медленно.

Впрочем, машины сами на себя посильно зарабатывают. С 2000-х годов их активно предоставляют «Беларусьфильму» для съемок. Некоторые экспонаты стали уже настоящими кинозвездами. Например, самая возрастная — «полуторка» (грузовик ГАЗ-АА) 1932 года производства. Впервые она снялась в фильме «Брестская крепость» в 2010 году — после испытаний, которым ее там подвергли, потребовалась кропотливая реабилитация. Но старушка опять вернулась в строй и продолжает служить киноискусству: ее снимали в фильмах «Команда восемь», «Снайпер», «Сын отца народа» и др. Этим авто, к слову, управляла Елизавета Боярская на съемках сериала «Пять невест». Смогут его увидеть и зрители сериала о Янке Купале режиссера Владимира Янковского, съемки которого завершились совсем недавно.

Актриса Елизавета Боярская рядом с легендарной «полуторкой»

Польский микроавтобус «Жук», чья родословная берет начало от нашей «Победы», отлично представил свое время в кинолентах «Полосатое счастье», «Она не могла иначе», «Ангел-хранитель», «Алхимик», «Неподкупный», «Вокально-криминальный ансамбль», «Лекарство для Веры». Автобус ПАЗ- 651 арендовали для съемок картин «Красная королева», «Красота по-советски», «Отчим».

Под запрос режиссеров любители автораритетов переделали советские ГАЗ-51 и ГАЗ-52 в немецкий «Опель-Блиц» — подлинников самого известного, пожалуй, грузового автомобиля времен Второй мировой в Беларуси, увы, нет. Красная «Победа» 1955 года прославилась в «Стилягах» Валерия Тодоровского, а в «Алхимике» ее пришлось перекрасить в бежевый цвет.

К съемкам сериала «Коррупция» Василий Терешко готовил полдюжины «Жигулей» разных моделей, «Москвичи», «Волги», «Запорожцы», польские «Жуки» и «Нысы», а еще потребовался «Икарус-260». Нашли автобус по объявлению о продаже. Он и потом не стоял без дела, оказался востребованным в «Судьбе гигантов», «Алхимике», «Ангеле-хранителе», «Вокально-криминальном ансамбле», «Хрустале» и других лентах.

В. Терешко часто приглашают в качестве ассистента по реквизиту для подготовки транспорта к кинопроцессу; не однажды исполнял в кадре роли водителей. А еще обучал многих артистов ездить на раритетном транспорте. Например, Даниле Козловскому помогал в «Покушении» освоить управление американской легковой машиной периода Второй мировой войны «Плимут»; Марине Голуб — военным советским мотоциклом М-72, что требовалось во время съемок «Пяти невест».

Актриса Марина Голуб покоряет мотоцикл

На немецком мотоцикле «Цюндапп» лихо катались Дмитрий Певцов в «Снайпере», Гоша Куценко в «Снайпере-3» и Сергей Безруков в «В июне 41-го».

Актер Дмитрий Певцов на «Цюндаппе»

— Сохранять старые автомобили, мотоциклы, велосипеды надо обязательно: это история, наглядное воплощение эпохи, времени, прогресса, — убежден В. Терешко. Во многих зарубежных музеях отечественные модели страны представлены от первой до последней. Нам в этом смысле есть чему учиться у иностранцев.

ТОП-3 О МИНСКЕ