Автор пьесы, по которой сняли «Гусарскую балладу», сгинул в ГУЛАГе
Режиссер Эльдар Рязанов неоднократно рассказывал, что официальный автор «Гусарской баллады» и песен из фильма Александр Гладков просто присвоил чужое произведение. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Есть свидетели
Еще в 1940 г. литератор Александр Гладков опубликовал пьесу «Давным-давно», приурочив ее к 130-летию Бородинского сражения. Озорной текст о войне 1812 г. повествует о смелых и лихих гусарах, способных на подвиг. В основе сюжета история о том, как 17-летняя Шурочка Азарова, племянница и воспитанница отставного майора, решает всем доказать: она не изнеженная барышня. Девушка гримируется под юношу, надевает форму корнета и отправляется на фронт.
В августе 1941 г. для поднятия боевого духа появилась радиопостановка пьесы. Идеологи сделали актуальной параллель между двумя Отечественными войнами. 7 ноября спектакль показали в осажденном Ленинграде на сцене театра Николая Акимова. В 1942 г. в эвакуации в Ташкенте ее поставили в Театре революции. А Театр Красной Армии сделал в том же году постановку в Свердловске. Спектакль шел на сцене этого театра более 20 лет.
В 1961 г. Эльдар Рязанов прочел пьесу. Последнюю его картину «Человек ниоткуда» (1961) с Сергеем Юрским в главной роли положили на полку (вплоть до 1988 г.). Снятую после «Карнавальной ночи» (1956) ленту «Девушка без адреса» (1957) он считал неудачей и теперь хотел сделать что-то фееричное, вернуть репутацию успешного режиссера. Веселый фильм на историческую тему мог бы ему в этом помочь. Тем более близился 150-летний юбилей Бородинской битвы и войны 1812 года.
Но, на удивление, в Госкино ему ответили: «Как! К юбилею Отечественной войны 1812 года выступить с легкомысленной комедией, смакующей пьянки, дворян и их любовные забавы? Это невозможно».
Увы, принято считать, что комедия не может рассказать о крупном историческом событии. Однако благодаря режиссеру и директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву удалось добиться разрешения на производство комедии, названной «Гусарская баллада». Теперь театральную пьесу Александра Гладкова срочно нужно было адаптировать для кино. Рязанов собирался сделать это вместе с автором. Тот не отказывался. Но все время уклонялся от начала совместной работы, избегал встреч, не брал телефонную трубку, не открывал дверь квартиры. Режиссер недоумевал, в чем дело. И в то же время считал, что не имеет право вносить исправления самостоятельно…
Однажды ему все пояснили. Юрий Шевкуненко в начале 1960-х был известным драматургом, а в 1942 г. как актер Театра Красной Армии участвовал в постановке пьесы в Свердловске. Он поведал Эльдару Александровичу, что уже тогда, 20 лет назад, в коллективе сложилось мнение: Гладков пьесу не писал. Как и сейчас, он ускользал от всех просьб о малейших переделках текста и вообще путался в тонкостях сюжета. Сам Рязанов позже рассказывал, что до войны Гладков был осужден на 1 год за кражу редких книг в библиотеке им. В. И. Ленина. И пьесу в лагере ему передал безнадежно больной туберкулезом, который знал, что никогда не выйдет на свободу. Фамилия его неизвестна. Александр Константинович же просто присвоил произведение. Или воспользовался им с позволения автора. Режиссер уверял: этому факту есть свидетели. Словом, темная запутанная история.
Все правки для кино Рязанов внес сам. Ввел восемь новых эпизодов. Для сцен, написанных в прозе, сочинил стихи.
В старом формате
Песни, прозвучавшие в фильме, написаны не по заказу киношников. Для того самого спектакля 1942 г., поставленного в Театре Красной Армии, их создал композитор Тихон Хренников. Он тоже находился в эвакуации в Свердловске, познакомился с режиссером Алексеем Поповым. Написал общую музыкальную тему спектакля и пять других произведений. Это песня для Шуры Азаровой «Прелестница младая, прощаюсь я с тобой», колыбельная «Лунные поляны, ночь, как день, светла», романс Луизы Жермон «Меня позови, избранник мой милый». Особняком стояла песня, ставшая лейтмотивом, — гусарские куплеты «Давным-давно» («Меня зовут юнцом безусым»). Тексты песен находились внутри пьесы и формально принадлежат перу Гладкова.
Рязанов считал, что Хренников заложил в музыку такую бесшабашность и удаль, что поручать кому-то сочинять мелодии заново, чтоб перещеголять композитора, неразумно. При создании сценария режиссер их интегрировал в сюжет так, чтобы они вносили дополнительные краски в образы персонажей и смыслы в повествование. Они отчасти стали подспорьем для стилистики ленты.
Была в спектакле еще одна песня, «Жил-был Анри Четвёртый», о разгульной жизни императора, но сначала в фильм она не вошла. В последний момент Рязанов озвучил ею сцены наступления и отступления французской армии.
Борьба с запретом
На роль Шурочки Азаровой пробовались актрисы, позже ставшие знаменитыми. Впрочем, Гурченко уже была известна. Но ей, Светлане Немоляевой и Алисе Фрейндлих отказали: у девушек были ярко выраженные женские фигуры. У Ларисы Голубкиной фигура была тогда мальчишеская, спортивная. И ее утвердили. Правда, третьекурснице не хватало опыта. Но Рязанов смог использовать этот недостаток, сделав зажатость актрисы естественной чертой застенчивой юной героини. Хотя повозиться пришлось. Как сетовал постановщик, ему приходилось брать на себя роль педагога и учить личным примером. Например, в одной из сцен Голубкиной нужно было прыгнуть с антресолей, но девушка не могла преодолеть страх. Тогда тучный Эльдар Александрович прыгнул первым. Он приземлился удачно, а Голубкина вывихнула лодыжку.
Все песни, предназначенные для своей героини, Голубкина исполнила самостоятельно, ведь она училась на музыкальном факультете ГИТИСа и хотела стать оперной певицей. Но оперным голосом режиссер ей петь запретил — потребовал актерского исполнения песен, без демонстрации небывалого вокала.
Нелегко пришлось с утверждением на роль полководца Кутузова комика Игоря Ильинского. После фильмов «Волга-Волга» (1936) и «Карнавальная ночь» (1956) начальство представляло его не иначе как способным только на роли недотёп. Рязанов снял его вопреки запретам, на свой страх и риск. Посмотрев кино, министр культуры Фурцева потребовала переснять все сцены Кутузова с другим актером и отложила премьеру. Тогда Рязанов пошел на хитрость. На «Мосфильм» пригласил журналистов газеты «Известия», главным редактором которой был зять главы государства Хрущева Алексей Аджубей. Корреспондентам показали сделанную ленту. После этого в приложении к «Известиям» — газете «Неделя» — вышла положительная рецензия на картину. Особенно в статье отметили работу Ильинского в роли Кутузова. И действительно, получился не монументальный полководец, а живой человек, не лишенный лукавства и смекалки. Центральная пресса тогда действительно была четвертой властью. Фурцева пошла на попятную. На следующий день афиши фильма появились в Москве. 7 сентября 1962 г., почти 60 лет назад, в кинотеатре «Россия» состоялась премьера, с которой фильм начал свое шествие по фестивалям.
Почему именно песенка «Давным-давно» оказалась самой запоминающейся, остается загадкой. Может быть, потому что она самая незатейливая.
Читайте также:
- Сколько раз Толстой переписал «Войну и мир», и как снимали «Зеленую милю». Этот день в истории: 6 декабря
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября
- ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Композитор Оловников сочинил десятки песен о героях Великой Отечественной
- Куда исчезли экспонаты картинной галереи БССР, и как умер Мессинг. Этот день в истории: 8 ноября
- Рождение белорусского балета, советский планетарий и премьера «Чапаева». Этот день в истории: 5 ноября