«Бавария» и «Барселона» одержали победы в первых матчах Лиги чемпионов по футболу

В Мюнхене и Барселоне прошли первые четвертьфинальные матчи футбольной Лиги чемпионов.

Хозяева добились побед с минимальным преимуществом. Так, немецкая «Бавария» в матче с португальской «Бенфикой» открыла счет уже на второй минуте матча. Точный удар головой нанес Артуро Видаль. Далее у обеих команд были голевые моменты, но голов больше не забили ни одни, ни вторые.

Драматичным получился матч на «Камп Ноу», где сражались две испанские дружины — «Барселона» и «Атлетико». В середине первого тайма гости сумели вывести на отличную позицию Фернандо Торреса, который вывел свою команду вперед. Правда, через 10 минут автор гола был удален с поля за вторую желтую карточку. Во второй 45-минутке «Барселона» организовала настоящий штурм ворот соперника. Каталонцы создали уйму перспективных моментов, но забили дважды. Дубль на счету Луиса Суареса, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Ответные матчи команды проведут 13 апреля. Сегодня пройдут еще два четвертьфинальных матча. Французский ПСЖ будет принимать английский «Манчестер Сити», а немецкий «Вольфсбург» — испанский «Реал».

Фото с сайта http://football.kulichki.net/

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Десятки предложений в проект Конституции рассмотрены на заседании рабочей группы Минюста

Рабочая группа Министерства юстиции на заседании рассмотрела более 40 предложений в проект изменений и дополнений Конституции, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Минюста.

Министерство во главу угла ставит задачу по проработке мельчайших деталей Конституции, обеспечению согласованности всех ее положений и четкому определению основных понятий. В этом русле прошло 14 января очередное заседание рабочей группы под председательством первого заместителя министра юстиции Натальи Филипповой.

В повестку дня входило рассмотрение более 40 предложений, поступивших от структурных подразделений, органов и организаций системы Минюста. В частности, это вопросы уточнения отдельных терминов и определений, использующихся в проекте.

Рассматривалось предложение о включении в Конституцию нормы о пребывании иностранцев на территории Беларуси. Не остались без внимания и актуальные сегодня положения, касающиеся обращений граждан, охраны окружающей среды и сохранения собственного здоровья. Большой блок вопросов затрагивал перераспределения полномочий органов государственной власти и управления.

Обсуждаются предложения и в повседневной работе структурных подразделений министерства. Кроме того, ежедневно руководители главных управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в рамках работы по правовому просвещению граждан встречаются с трудовыми коллективами предприятий и организаций, учащимися учреждений образования, представителями общественных формирований по всей стране.

В республиканских архивных учреждениях с участием представителей Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции на общих собраниях коллективов также обсуждали проект изменений и дополнений Конституции.

В пресс-службе Минюста отметили, что практика показала: привлечение к проведению диалоговых площадок представителей нотариата, адвокатуры, местных органов власти, правоохранителей и парламентариев позволяет не только осветить темы предстоящего референдума, но и организовать консультирование по разным вопросам правового характера.

Смотрите также:

 

Градский спел за Кощея, Боярский — за кота. История музыкальной телесказки «Новогодние приключения Маши и Вити»

История музыкальной телесказки «Новогодние приключения Маши и Вити» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Физики и лирики

Драматург Павел Финн сначала написал пьесу «Маша и Витя против «Диких гитар», а потом сценарий. Споры физиков и лириков дошли до детского экрана. Образованный скептик Витя и всё еще верящая в чудеса Маша по сюжету помогают освободить Снегурочку из лап Кощея, чтобы Новый год все-таки состоялся. Их словесная пикировка в картине выглядят примерно так:

Павел Финн

Маша: «Есть на курьих ножках в сказке той избушка!»

Витя: «Поверить в такое смешно!»

Маша: «Там в царевну превращается лягушка!»

Витя: «Что смысла в наш век лишено!»

Работу над лентой начал режиссер Геннадий Казанцев. Из-за его болезни картину заканчивал Игорь Усов. Любопытно, что в тот же период, в 1975 году, в Ленинграде снимался совместный советско-американский музыкальный художественный фильм-сказка «Синяя птица». В главных ролях как американские звезды (Джейн Фонда, Элизабет Тейлор), так и советские (Георгий Вицин, Маргарита Терехова). Американские художники выстроили в павильоне «Ленфильма» завораживающий сказочный лес. А киногруппа «Новогодних приключений Маши и Вити» на голубом глазу воспользовалась декорацией и сняла в ней свои лесные сцены!

Геннадий Гладков

В пьесе Финна тоже пели. Для фильма количество песен увеличили до 16, сделав картину музыкальной. Авторы — композитор Геннадий Гладков, поэт Владимир Луговой.

При утверждении актеров на роли не было противоречий, за исключением одного. Кота Матвея должен был сыграть Алексей Смирнов (знаменитый тунеядец Федя, которого перевоспитывал Шурик в «Операции «Ы»). Но когда актер узнал, что должен будет петь сам, отказался категорически. На роль Кощея утвердили Николая Боярского. Он посоветовал: «На кота возьмите племяша моего Мишку. Он усатый и поет хорошо». Так и сделали. Тем более Гладков знал молодого актера. Он играл в театре Трубадура в спектакле «Бременские музыканты» на его музыку.

С ролью кота Михаил справился замечательно. Показал свой темперамент, исполняя: «Игре конец. Я дикий кот. Мой первый ход — последний ход. Я кот Матвей, мой метод прост: я не люблю тянуть кота за хвост!» Актер признавался, что удивлен популярности этой песни. Не раз на вечеринках и даже на концертах его просили исполнить озорной хит. Вообще, по его словам, съемки проходили в семейной обстановке. Кроме дяди там были старый друг семьи Георгий Штиль, сыгравший Лешего и спевший за него, и другие давние знакомые.

Диско и рок

Наташа Симонова, исполнившая роль Маши, шепелявила. Юра Нахратов, сыгравший Витю, считал, что ему медведь на ухо наступил. Все партии за них спели Анна Людвиг и Алексей Тепляков из детского хора Гостелерадио СССР. Остальные пели за себя сами.

Валентина Кособуцкая

Особое внимание было к образу Бабы-яги. Ее сыграла Валентина Кособуцкая, актриса Ленинградского театра музыкальной комедии. Говорят, она склонна к острохарактерным ролям, обожает гротесковые образы. И это вполне продемонстрировано на экране. Яга в стиле диско гарцует в мини-юбке, молодится и хочет показаться положительной и наивной. Таковы и ее песни: «Мне нравятся птички и рыбки, веселая трель ручейка. И я не могу без улыбки смотреть на полет мотылька!» Или: «Я с детства дружу с Белоснежкой, все знают мою доброту. Спеши ко мне, путник, не мешкай. Я чую твой дух за версту!» А потом вдруг: «Я печку истоплю, ведь мальчиков и девочек я очень люблю! Горите, дровишки, горите, шуруй, кочережка, золу! Жаркое из Маши и Вити сегодня подам я к столу!» Критики обрушились и на тексты этих песен, и на персонаж в целом. Писали: ее притворство на фоне каннибальских намерений выглядит слишком цинично для сказки. Папам и мамам ясно, что это такой юморок. Актриса играет коварную Ягу, которая притворяется положительной. Но детям-дошкольникам якобы не будет понятно, хочет она съесть Машу и Витю или облагодетельствовать. Один автор даже написал, что актриса сыграла молодящуюся алкоголичку, которая норовит всех затянуть в дом, чтобы стрельнуть у них деньги на выпивку.

А ведь по поводу модных тенденций в картине явно существовала общая концепция. Кроме мини-юбки Яги мы видим, что вся нечисть в сказке ходит в расклешенных штанах и «лабает» на гитарах, пытаясь подражать западным и советским рок-группам. Давайте вспомним название пьесы: «Маша и Витя против «Диких гитар». Так, Георгий Штиль в рок-манере исполняет свою партию Лешего: «Жилось привольно Лешему, на славу я гулял. Ни конному, ни пешему прохода не давал. Но в город волей случая попал я, вот беда! С тех пор мне глушь дремучая постыла навсегда!» Не отстает и дядя Михаила Боярского в роли Кощея: «Дорогой профессор кислых щей? Бьются люди три столетья над секретом долголетья. А его давно открыл Кощей!» С этим сложно поспорить.

Интересно, что второстепенные роли в фильме сыграли актеры, которые стали известными через довольно продолжительное время. Например, 25-летний Борис Смолкин предстает в образе старичка-лесовичка. У него тоже есть песня: «Старичок-лесовичок зацепился за сучок». В «Моей прекрасной няне», которая сделает его узнаваемым, он снимется лишь через 30 лет!

С умом к творчеству

Александр Градский

В советские и в 1990-е годы фильм всегда показывали в дни новогодних каникул по центральным телеканалам. На следующий год после выхода на экраны намеревались записать пластинку с песнями из него. Но решили пойти дальше и превратить набор музыкальных произведений в отдельную звуковую сказку. Песни в ней те же. А вот сюжет изменен. Дед Мороз стал волшебником, а Снегурочка — Белоснежкой, как было в пьесе. Вы ведь понимаете цели авторов — отработанный материал превратили в новое произведение и получили очередной гонорар! Молодцы, ничего не скажешь. Из киноленты в звуковую сказку попал только голос Боярского. Остальные партии исполнили профессиональные певцы. Песню Кощея, например, спел Александр Градский.

Вообще, в середине 1970-х началась мода на детские киномюзиклы, в которых поют не только лесные жители, но и домашние и хищные животные в исполнении известных актеров. В том же 1976 году на экраны вышел замечательный фильм «Мама», где всё тот же Боярский играет волка и поет за него.

Еще материалы рубрики:

«Увезу тебя я в тундру». Настоящая борьба развернулась за этот хит между Маликовым и советским нанайцем Бельды

Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой

«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»

Кадышева выдавала за народную авторскую песню «Виновата ли я» из антирелигиозного кино, где снялся Михалков

«Течет река Волга». Как новая песня во здравие великой реки невольно стала реквиемом панорамному кино в СССР

Смотрите также:

 

На Комсомольском озере состоялся Крещенский забег. Фотофакт

Под девизом «Здорово жить здоровым!» 16 января на Комсомольском озере состоялся Крещенский забег, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

На дистанциях 5 км 300 м и 20 км 300 м приняли участие около 200 человек. Многие приходили группами: с друзьями, семьей, второй половинкой. Отличное расположение духа участников ощущалось еще на этапе подготовки – с получения стартового номера, разминки и красивых фотосессий.

Старт забега благословил священнослужитель Дмитрий Бовкунович, укрепив дух и волю к победе.

Самый юный 11-летний легкоатлет Слава Ермак в подобных массовых стартах участвует большую часть своей жизни – с 5-ти лет. К спорту и здоровому образу жизни мальчика приучил отец.

Одной из немногих девушек, окативших себя после «горячего» финиша холодной водой, была Елена Моисеева. На подобные закал-пробеги она специально приезжает в Минск из агрогородка Замосточье Минского района. Глядя на красавицу Елену и других счастливых финишировавших участников выражение «В здоровом теле – здоровый дух!» можно назвать девизом прошедшего Крещенского забега.

Фото автора

Смотрите также:

Метель, гололед и до +3 °С. Синоптики рассказали о погоде в Беларуси 17 января

Сильный ветер, метель и плюсовая температура ожидаются в Беларуси 17 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.

В понедельник в стране пройдут снег, мокрый снег и дождь, ночью и утром местами будет слабый гололед. В отдельных районах республики прогнозируется  метель, на дорогах ожидается гололедица. Ветер западный, северо-западный порывистый, ночью местами, утром и днем на большей части территории страны — сильный порывистый.

Температура воздуха ночью составит от -6 °С по юго-востоку до +1°С по западу страны, днем столбики термометров зафиксируют -2..+3 °С.

Смотрите также:

 

Юрий Голуб выиграл второе золото паралимпийского ЧМ по лыжным видам спорта

Белорусский спортсмен Юрий Голуб завоевал свое второе золото паралимпийского чемпионата мира по лыжным видам спорта в Лиллехаммере (Норвегия), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Владимир Чепелин и Юрий Голуб. Фото Национального Паралимпийского комитета Беларуси

Вместе с лидером Владимиром Чепелиным Юрий Голуб 16 января победил в гонке биатлонистов на 10 км для спортсменов с нарушением зрения. Накануне их тандем был лучшим на спринтерской дистанции в 6 км. Кроме того, Юрий Голуб с лидером Никитой Масловским завоевал бронзовую медаль лыжной гонки на 12,5 км классическим ходом.

В копилке белорусской команды еще две награды. В первый день соревнований золото мирового первенства принесла Светлана Сахоненко (лидер – Дмитрий Будилович), выиграв лыжную гонку на 10 км классическим ходом среди инвалидов по зрению. Валентина Шиц завоевала серебро на дистанции 7,5 км среди инвалидов-колясочников.

Смотрите также:

 

Главный тренер сборной Беларуси по конькобежному спорту — о подготовке наших спортсменов к Олимпиаде-2022

Главный тренер сборной Беларуси по конькобежному спорту Сергей Минин рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о подготовке наших спортсменов к Олимпиаде-2022.

— Этапы Кубка мира, на которых можно было отобраться на Игры в Пекин, завершились в декабре 2021-го, — рассказывает Сергей Минин. — Ребята проделали сумасшедший объем работы, устали. Поэтому после заключительного этапа Кубка мира дали им неделю отдохнуть. Попросил, чтобы подопечные больше времени провели с родными, близкими. А 20 декабря продолжили подготовку в итальянском Коллальбо.

— Почему выбрали именно этот вариант?

— Горные условия помогают улучшить результаты. Здесь есть конькобежный стадион, а также возможность проводить велотренировки. Упор сделали на общефизическую подготовку. Команда работала в тренажерном зале, выполняла силовые упражнения и много километров намотала на велосипедах. В течение этих двух недель на лед почти не выходили. Под такими нагрузками всё равно решили выступить на чемпионате Европы в Голландии, который проходил с 7 по 9 января. Каток «Тиалф» очень хороший. Подопечные хотели показать быстрые секунды.

— Видимо, соревновательный опыт был обязательным моментом.

— Конечно! Последний этап Кубка мира завершился 12 декабря 2021-го.

Выступления на Играх для конькобежцев начнутся 5 февраля. Слишком большой перерыв. Поэтому и отправились в Голландию. Тем более что чемпионат Европы дублировал олимпийскую программу. Основные надежды связывал с лидерами — Анной Нифонтовой, Игнатом Головатюком и Мариной Зуевой. В командной гонке преследования они были способны зацепиться за пьедестал. В этом виде программы наши девушки отобрались на Олимпиаду, чем удивили.

— Женская команда в спринте завоевала медаль. Вы довольны?

— Серебро девчонок не беру в расчет: дисциплина неолимпийская. А вот четвертое место в командной гонке преследования у женщин расстроило. Многовато проиграли россиянкам, которые стали бронзовыми призерами. На 500-метровой дистанции Игнат Головатюк и Анна Нифонтова заняли 5-е и 7-е места соответственно, пробежав на своем уровне. Получилось не всё, что задумывали, есть над чем поработать. Но не забываем, что бежали ребята под нагрузкой. Особенно это ощущалось в первый день. Дальше стало получаться лучше. Кстати, писали болельщики из Беларуси, которые поддерживали нас, радовались, что, за исключением пары видов программы, наши скороходы входили в топ-10.

— Заключительный этап собираетесь провести в Беларуси?

— Нет, вернулись в Коллальбо, где также готовятся многие европейские сборные. Только сейчас упор делаем на работу на льду. Тренируемся здесь до 23 января, а затем возвращаемся в Минск. Планировали неделю провести в Нур-Султане, чтобы адаптироваться к часовому поясу Китая. Однако из-за последних событий в Казахстане пришлось поменять планы. В Пекин отправимся 27 января. Первый вид программы на Играх пройдет 5 февраля, когда девушки побегут 3 000 м, и завершим выступление 19 февраля.

— Сколько у сборной лицензий?

— Пять спортсменов имеют 13 квот. Егор Доморацкий стоит первым запасным в масс-старте. В этой дисциплине после двух этапов Кубка мира попадали на Олимпиаду Егор Доморацкий и Женя Болгов. Заключительный турнир парни провели неудачно. Егор в итоге стал 24-м. Всего в масс-старте на Олимпиаду проходят 24 человека. Но… китайцы не отобрались, поэтому одну лицензию отдали хозяевам Игр. Рассчитывали на Виктора Руденко на 1 000 и 1 500 м. Однако у парня не было опыта выступления на высокогорных катках, и это сказалось. После двух этапов на равнинных катках он проходил на Игры, а потом его потеснили конкуренты.

— Попадать на Игры с каждым разом сложнее?

— Диву даешься, как сейчас бегут средние и длинные дистанции некоторые девушки. Далеко не все мужчины их могут обойти. Откуда такой прогресс? Как девочки могут бежать на уровне мужчин? Это ненормально. Раньше для попадания на Олимпиаду достаточно было выполнить определенный норматив. Например, результата отбора на Игры в 2000-х сейчас не хватит, чтобы пробиться на юниорский чемпионат мира. Еще 20 лет назад на каждую дистанцию выходили по 40–50 человек. Сейчас у женщин на 5 км проходит только топ-12 мирового рейтинга. Урезается число квот для конькобежцев. По сравнению с Пхёнчханом-2018 пропусков в Пекин стало меньше на 18.

— Как настроение в команде?

— Волнения точно не вижу. Считаю, что от главного тренера должна исходить уверенность. Тогда и спортсмены выступят по максимуму. Поверьте, они очень этого хотят!

Анна Нифонтова:

— Этапы Кубка мира сложились для меня по-разному. Результаты были хорошие и не очень. В Солт-Лейк-Сити, например, побила национальный рекорд, установленный 19 лет назад. Что касается отбора на Олимпиаду, то это одна из моих главных целей в сезоне. Годом ранее показала высокие секунды на 500 м и планировала пробиться на Игры. Причем попасть в топ-10. Получилось. Считаю, психологически готова к предстоящей Олимпиаде.

Игнат Головатюк:

— В нынешнем сезоне тяжелее всего мне дался второй этап Кубка мира, проходивший в норвежском Ставангере, и третий — в Солт-Лейк-Сити. На тот момент мои результаты немного пошли на спад. Возможно, волновался, и это тоже повлияло. Однако потом сумел собраться и достойно выступил. Риски пропустить Олимпиаду, конечно, были. Могла случиться травма. Да и вообще жизнь непредсказуема. Рад, что отобрался и могу представить свою страну на Олимпиаде. Она станет второй в моей карьере. Готовлюсь физически и психологически. Пока всё идет по плану. Осталось выложиться по полной в Пекине.

Справочно

Белорусские квоты на Игры-2022: Анна Нифонтова — 500 м, 1 000 м; Екатерина Слоева — 1 000 м, 1 500 м, командная гонка; Марина Зуева — 1 500 м, 3 000 м, 5 000 м, масс-старт, командная гонка; Евгения Воробьёва — командная гонка; Игнат Головатюк — 500 м, 1 000 м.

Подготовили Денис Голуб и Екатерина Нифонтова

Фото Белорусского союза конькобежцев

Смотрите также:

 

Представлен эксклюзивный выпуск президентского мерча с фразой на тему санкций

Новый мерч с фразой на тему санкций был презентован на приеме от имени Президента на старый Новый год журналистам, в отношении которых были введены санкции. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал «Пул Первого».

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Источник уточняет, что обладателями маек со словами: «Подавитесь вы этими санкциями» стали «подсанкционные» приглашенные на мероприятие. Однако не исключено, что такой мерч появится и в магазине «Первый», где продается одежда с получившими известность цитатами Президента Беларуси Александра Лукашенко.

Смотрите также:

 

Вдохновителем создания космической саги «Звездные войны» был вовсе не Джордж Лукас, а бывший оператор «Белгоскино» Павел Клушанцев

Вдохновителем создания космической саги «Звездные войны» был вовсе не Джордж Лукас, а бывший оператор «Белгоскино» Павел Клушанцев. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Но не могут найти…

В 1969 году режиссер вышедшего на экраны сенсационного фантастического фильма «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрик в интервью газете «Нью-Йорк таймс» признался: он не смог бы и подступиться к такой масштабной работе, если бы не технологические новшества, увиденные в лентах русского режиссера Павла Клушанцева.

Его комбинированные съемки опередили время на десятилетия. В годы перестройки в Москву прилетел создатель знаменитой космической саги «Звездные войны» Джордж Лукас. Организаторов визита он огорошил просьбой: устройте мне встречу с маэстро Павлом Клушанцевым. В ответ увидел недоумение. «А кто это такой?» — спросили у знаменитости. Режиссер ответил: «Можете считать его крестным отцом «Звездных войн». Чиновники Госкино раздобыли для американца скудные сведения: да, был такой постановщик на «Леннаучфильме», но в 1972 году вышел на пенсию, дальнейшая его судьба неизвестна. Скорее всего, умер.

Лукасу солгали. Павел Владимирович, на экспорте фильмов которого страна заработала миллионы, был фактически выброшен из кино и доживал свой век в комнатушке ленинградской коммуналки. И уже другой обладатель «Оскара», американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак, смог разыскать мастера.

Он завязал с ним переписку в 1990 году и признался своему кумиру, что много раз подробно отсматривал в фильмотеке его работы. Но осталось 50 не разгаданных им тайн технических приемов, казалось бы, неосуществимых без компьютерной графики. А ведь в годы создания лент Клушанцева ее не существовало.

Павел Владимирович, уволенный с «Леннаучфильма» еще в 1972 году с формулировкой «за профнепригодность», был поражен, что его, теперь 80-летнего старика, кто-то вспомнил. И письменно ответил на все вопросы Роберта, раскрыв десятки изобретенных им технологий. Скотак впоследствии не скрывал, что использовал их в работе над фильмами «Терминатор 2: Судный день», «Титаник», для которых создавал спецэффекты.

И всё же одной переписки оказалось мало, чтобы понять весь объем технических разработок. В апреле 1992 года Роберт вылетел в Санкт-Петербург для личной встречи.

Блокадный дневник

Павел Владимирович появился на свет в Санкт-Петербурге в дворянской семье в феврале 1910 года. После 1917-го отец — земский врач — из-за происхождения подвергся преследованию. Скрывался в Мурманске, работая контролером на железной дороге, умер в 1919-м. Мать в годы Первой мировой и Гражданской войн служила сестрой милосердия в лазарете. А маленький Павел в результате семейных перипетий оказался в детдоме. Там в 9-летнем возрасте во дворе на свалке он нашел старый учебник по астрономии, которую в тот период выбросили из школьной программы. Изображения планет, звездные карты стали отдушиной для мальчишки, а фантазии о космосе превратились в своеобразную музу. Тема вдохновляла его всю жизнь.

В начале 1920-х мама вернулась в питерскую коммуналку и забрала сына.

Уже будучи подростком, Павел вынужден был подрабатывать ремонтом мебели. Соорудил токарный станок, изготавливал шахматы на продажу. Свой явный инженерный талант он хотел развивать и далее. В технологический институт его не взяли из-за дворянского происхождения родителей. Пошел в Ленинградский кинотехникум, а по окончании в 1930-м оказался на киностудии «Белгоскино». Сначала работал ассистентом оператора, а через два года стал оператором-постановщиком. Уже там он понял, что задатки инженера и творческие способности можно соединить. Начал конструировать приспособления для комбинированных съемок, стабилизации кинокамеры. Сотрудничал с белорусскими киноклассиками Юрием Таричем, Владимиром Корш-Саблиным. Но всё больше понимал, что сам способен стать автором, режиссером. И на создающемся в Ленинграде «Техфильме» ему это пообещали. Уже в 1935-м снял картину «Семь барьеров». Правда, образованная студия в основном занималась съемками военно-учебных фильмов. Однако ему разрешили создать цех комбинированных съемок, который он и возглавлял до начала войны.

После 22 июня 1941 года в армию его не призвали в связи с давно установленным диагнозом «костный туберкулез». Снимал кинохронику Ленинграда за блокадный паек — 125 г хлеба в сутки. Первая военная зима стала самой тяжелой. Сохранился блокадный дневник оператора, из которого можно понять: в январе силы его покидали. Павел похоронил мать и сам готовился к смерти. И всё же он находил резервы организма, чтобы с камерой выходить к Неве и снимать, как изнеможённые горожане черпают из ледяной проруби воду. А потом с дистрофией 3-й степени попал в стационар, откуда в конце февраля был эвакуирован в Новосибирск, где оказался на «Сибтехфильме». Там с помощью прежнего опыта трофейной кинокамерой снял фильм для артиллеристов «Стрельба на рикошетах», где с помощью монтажа и комбинированных съемок сымитирован полет снаряда от выстрела до цели. Все были поражены увиденным трюком.

В Новосибирске сделал еще одну ленту: «Сибирь в дни войны».

Благословение Королёва

После войны вернулся на «Техфильм», который стал «Леннаучфильмом». В редакторском отделе давно лежал сценарий, который должен был объяснить природу полярного сияния. Никто из корифеев не хотел браться за материал. А Клушанцев смог в черно-белом изображении отразить всю прелесть этого явления природы. Картинка там действительно переливается благодаря светотеневому решению. Вместо похвалы и наград режиссер едва не попал под суд. В фильме говорится, что «тайны полярных сияний разгадал и дал им физическое объяснение норвежский ученый Стёрмер». В Москве фразу назвали пасквилем космополитов, пытающихся дискредитировать вклад советских ученых в разгадку этого явления. На студии испугались и собирались выгнать Клушанцева. Спасло то, что специалистов по комбинированным съемкам на тот момент больше не было.

Ему позволили работать над фильмом «Метеориты» (1948) — о взаимодействии планет в Солнечной системе. Для картины в павильоне он создал Вселенную и в том же 1948-м получил диплом на 9-м Международном кинофестивале в Венеции. А следующая лента — «Вселенная» — была настолько реалистичной и красочной, что завоевала призы в Париже и Карловых Варах.

Но хотелось перейти к художественно-постановочному формату, где играют актеры. И до запуска первого спутника Земли в 1957 году Клушанцев выпускает еще одну картину — «Дорога к звездам». В ней, за 4 года до полета Гагарина в космос, наглядно и правдиво показаны все этапы космического путешествия. И даже высадка на Луну. Всё это за 12 лет до реального полета туда Нила Армстронга и Базза Олдрина. В ленте Клушанцев окончательно пришел к фирменному стилю. Соединил научную фантастику, документалистику, свои знания темы и игровые сцены. Картину купили 29 стран. Попала она и в США. Американские кинематографисты были поставлены в тупик и не понимали, с помощью каких технологий это сделано.

Поскольку космос в противостоянии СССР и США стал политикой, картинами Клушанцева заинтересовались в Кремле. Они переставали быть фантастикой по своему жанру и становились реальностью. Космическая эра, а вместе с ней и гонка начались. Как-то раз режиссера вызвали в КГБ и подробно расспрашивали, откуда он взял «пакетную» компоновку ракет. Такая готовилась для первых полетов в космическое пространство. Клушанцев доказывал, что сделал ракетоносители в виде макетов в ненатуральную величину по формулам Циолковского. В конечном итоге поверили, что разработки принадлежат лично ему, и пристально следили, чтобы его кинофокусы не оказались по случайному совпадению засекреченной информацией. Конечно, режиссер был знаком с учеными, работавшими над советской космической программой. Ему оформили доступ. Встречался он и с академиком Сергеем Королёвым. Сергей Павлович одобрял ленты. Он видел на экране космонавтов из будущего, пребывающих в более комфортных и безопасных условиях, чем это было тогда, в начале освоения космоса.

Вызвал бурю

Самым скандальным и нашумевшим стал фильм «Планета бурь», вышедший в год полета Гагарина в космос. По сюжету на Венеру отправляют совместную советско-американскую экспедицию. Герои оказываются в сложном положении, сражаются с птеродактилем, бронтозавром, погружаются в венерианский океан. Спасают товарищей по экипажу за секунду до их гибели в кипящей лаве. Космонавтов сыграли Георгий Жжёнов, Юрий Саранцев и другие известные актеры. Среди действующих лиц была и женщина-космонавт, которая по сюжету однажды всплакнула. Смотревшая фильм министр культуры Фурцева сделала замечание: советская женщина даже в космосе не должна терять самообладание. К тому же начальству не нравилось, что в картине русские и американцы взаимодействуют. Холодную войну никто не отменял! Из-за этого фильму в СССР присвоили 3-ю категорию и не показали в центральных кинотеатрах. Зато ленту закупили более 30 стран мира. Американские мастера спецэффектов ломали голову, как режиссеру удалось воспроизвести раскаленную лаву вулкана. Клушанцев — сторонник простых методов. Лавой стало тесто, привезенное с хлебокомбината. В него подмешали люминесцентную (светящуюся) краску. Также не могли понять, как создана иллюзия невесомости. На деле тоже всё просто. Не космонавты в воздухе плавали, а вращалась вокруг своей оси сама конструкция корабля-декорации. Еще американцев интересовали реалистичные подводные съемки потрясающего качества. Сложно было представить, что всё снято через созданную специально в павильоне систему плоских подвижных аквариумов, куда запустили экзотических рыб. Павел считал, что в кино ничего невозможного нет. Стоит лишь пораскинуть мозгами.

С одной стороны, фильм «Планета бурь» получил немало призов за границей, с другой — в США в те времена на уровне федерального кинопроката существовало пиратство. Произошел ряд беспрецедентных случаев. В 1965 году компания Роджера Кормана взяла картину Клушанцева и сделала из советских космонавтов американских. Пересняли эпизоды с женщиной-космонавтом, задействовав американскую эротическую диву Фэйт Домерг. Досняли несколько эпизодов с британской звездой Бэзилом Рэтбоуном. В титрах всех русских актеров подписали американскими именами. Жжёнов, например, стал Куртом Боденом. Фильм назвали «Путешествие на доисторическую планету». Советский Союз никак в ленте не упоминался.

В 1968-м Корман решил пойти дальше. В тот же фильм ввел линию о том, что на Венере, куда прилетел персонаж Жжёнова со товарищи, проживают сексапильные доисторические амазонки. Обнаженных девушек досняли и подмонтировали так, чтобы по сюжету они не встречались (да и не могли!) с персонажами из русской ленты. Они их только ждут и боятся. В уста русских актеров вложили совершенно другой английский текст! Кино вышло в прокат под названием «Путешествие на планету доисторических женщин».

Обе грубые подделки имели успех в американском прокате. И сейчас находятся в открытом доступе для просмотра, в том числе в русскоязычном сегменте интернета.

За спасибо

После успеха предшествовавшей картины Клушанцев снял еще четыре ленты, среди которых красочные, сочные «Луна» (1965), «Марс» (1968). Фильмы тоже получали призы на зарубежных кинофестивалях. К началу 1970-х космос медленно переставал быть трендом. Не то чтобы к нему потеряли массовый интерес. Просто, в отличие от 1960-х, когда элементы, связанные с космосом, прослеживались даже в одежде или названиях музыкальных групп, тему вдруг закрыли для литературы, кино и искусства вообще. Засекретили по всем направлениям. На «Леннаучфильм» пришел новый директор, сказавший, что зрителей надо не поучать, а развлекать. Клушанцеву уже исполнилось 60. Его хотели отправить на пенсию. Он сопротивлялся. Тогда его уволили, как указано в существующем приказе, «в связи с утратой профессиональных навыков». Заступников не нашлось. Королёва в живых уже не было. Все его прежние допуски к людям, имевшим отношение к космонавтике, аннулировали. По одной из версий, по-прежнему боялись, что в очередном фильме покажет что-то секретное. Этого опасались и раньше. Но тогда популяризация космической программы была актуальна. А в начале 1970-х настало время замалчивания всего и вся на всякий случай.

Роберт Скотак

Двадцать лет Павел Владимирович провел, как в вакууме, никому не нужный и не интересный. И тут в апреле 1992-го на пороге его комнатушки в коммуналке появился режиссер, автор спецэффектов из самого Голливуда Роберт Скотак. Надо напомнить, что в 1992-м не только 82-летний Клушанцев оказался на обочине жизни. Вся советская киноиндустрия легла на лопатки вместе со страной. Знаменитости доживали в домах престарелых. Конечно, маэстро польстило, что им интересуется представитель всемирной киноиндустрии. И он еще раз устно ответил на все 50 неясных технологических вопросов, на которые уже отвечал в письме. Более того, сложил в толстую папку и отдал схемы, снимки, чертежи, рисунки, наброски разработок, над которыми трудился всю жизнь. И всё это из желания увековечить свои идеи. Совершенно бесплатно! Человеку в таком возрасте память о его труде важнее материального вознаграждения.

В течение 5 лет после встречи Скотак получил два «Оскара» за спецэффекты.

Обещание увековечить сдержал. В США для канала Discovery снял два документальных фильма о Клушанцеве. В журнале American Cinematographer опубликовал несколько статей, где раскрыл весь творческий путь режиссера-подвижника, поставив его в один ряд с признанными гениями мирового кино.

Конечно, пенсионеру, кроме признания, ничего не было нужно. Но после передачи своих секретов Роберту он в своей коммунальной клетушке прожил на скудную пенсию еще 8 лет. А ведь голливудскому специалисту в 1992-м ничего не стоило купить ему квартиру, которая обошлась бы тогда не более чем в 10 тысяч американских долларов, и обеспечить его скромные запросы до конца дней. Ведь Клушанцев по сути озолотил Скотака. Тот, конечно, обратил внимание всего кинематографического сообщества на личность Павла Владимировича. Но, как говорят в народе, спасибо в карман не положишь.

Еще материалы рубрики:

У Брежнева вытянулось лицо, когда он увидел такое. Что случилось на демонстрации в Минске в декабре 1968-го

Внешность громилы и добрейшая душа. Вспоминаем актера Р. Филиппова, который 20 лет вел фееричное новогоднее шоу

Надежда Грекова занимала высшие государственные посты с 26 лет, но потом сделала выбор между любовью и властью

Имя держали в тайне. История фотографии казни минской подпольщицы Марии Брускиной

Сгоревшая звезда. Как сложилась жизнь актрисы Ирины Метлицкой

Смотрите также:

 

ГПК сообщил о попытке литовских пограничников вытеснить группу беженцев в Беларусь

Лидские пограничники 15 января в Ивьевском районе на линии границы обнаружили пятерых граждан Сирии, один из которых был без сознания с едва прощупывающимся пульсом. Такая информация размещена на сайте Госпогранкомитета, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

По информации ГПК, найденные мужчины, с их слов, были задержаны литовскими силовиками в лесу и попросили о помощи. Однако литовцы привезли их к белорусской границе, а затем под угрозой физической расправы пытались вытеснить на территорию Беларуси.

Белорусские пограничники оказали иностранцам первую помощь и вызвали медиков. Беженца с температурой тела 33 °C доставили в центральную районную больницу. Врачи диагностировали у него переохлаждение.

Смотрите также:

«Закреплена социальная ориентированность государства». Обсуждаем проект изменений и дополнений Конституции

Продолжает обсуждать с экспертами проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Подробности — в материале корреспондентов агентства «Минск-Новости».

Владимир Котович, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству:

— Изменений много, и их предстоит тщательно изучить всем нам. Многие задают вопрос: нужно ли обновление Конституции? Ведь действующий Основной Закон нашей страны отвечает требованиям государственного развития. Считаю, что изменение Конституции — общемировая тенденция. Ведь это не статичный документ. Он должен соответствовать веяниям времени, мировоззрению людей. Сегодня существуют иные угрозы и вызовы, чем несколько десятилетий назад.

В обновленной Конституции предлагают утвердить устои правового государства и социально справедливого общества. Важно и отрадно то, что сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны должно будет обеспечиваться государством. За ним закрепят поддержку семей с детьми, детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. При этом родители должны будут прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси. Новшества коснутся и требований к кандидату в Президенты: он не должен иметь ни на текущий момент, ни ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.

Всебелорусское народное собрание (ВНС) как орган народовластия получит новые возможности. Это коснется и делегатов, и полномочий ВНС, и принимаемых им решений. ВНС сможет предлагать изменения и дополнения в Конституцию, а также проведение республиканских референдумов, будет вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов, вводить на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение.

Сейчас всем гражданам нашей страны обязательно нужно ознакомиться с обновлениями Конституции. И на февральском референдуме запустить процесс перезагрузки в сфере государственности, в общественной жизни Беларуси.

Оксана Гайдук, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— Белорусы включились в обсуждении проекта новой Конституции: много обращений в парламент, в общественные приемные. На личных приемах граждан поднимается важная тема. Всё это очень радует и говорит о том, что в общество пришло осознание того, что всем нам не безразличен Основной Закон, по которому дальше будет развиваться наша страна. Еще при разработке новой редакции Конституции к нам приходило много молодых людей, которые хотели закрепить свои социальные гарантии. Они услышаны — эти нормы внесены в проект.

Мы живем в эпоху «цифры» — информационные технологии присутствуют во всех сферах. Поэтому персональные данные, с одной стороны, могут помочь развитию человека в определенной области, с другой — нанести ему вред. В новой редакции Основного Закона (статья 28) говорится о том, что «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его частную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». В свою очередь, государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.

Александр Омельянюк, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— Безусловно, всенародное обсуждение проекта Основного Закона, проведение тематических диалоговых площадок — это нужное дело. Новая редакция Конституции начинается со слов: «Мы, народ Республики Беларусь…». Важно, чтобы каждый гражданин нашей страны почувствовал, что он участвует в принятии Основного Закона, что он нужен обществу: есть его мнение, которое будет учитываться.

Люди активно обсуждают проект. К слову, такая высокая активность отмечалась и на диалоговых площадках во время разработки новой редакции Конституции. На этих встречах задавали множество актуальных вопросов, предлагали решения тех или иных проблем. Мнения самые разные. Не все они нашли отражение в проекте, и тем не менее каждый смог высказать свою точку зрения. И это чрезвычайно важно. Сейчас, когда проект Основного Закона вынесен на всенародное обсуждение, наши граждане выдвигают новые идеи. На диалоговых площадках, в общественных приемных существует прекрасная возможность для обмена мнениями.

Виктор Чайчиц, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов:

— Рассмотрев и приняв предложения по изменению и дополнению Конституции, с одной стороны, мы создаем правовую основу развития страны на десятилетия вперед, с другой — определяем механизмы, которые обеспечат развитие и безопасность белорусского государства. Из 147 статей действующей редакции изменениям подверглись преамбула и 80 статей. Исключены 2.

Марина Шкроб, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— Мы видим неподдельный интерес граждан к тексту Основного Закона, особое внимание вызывает глава о Всебелорусском народном собрании. На встречах всё время звучит вопрос, будут ли представлены конкретные трудовые коллективы в ВНС. Много вопросов задают о полномочиях Президента. Как выяснилось, требуются разъяснения по некоторым позициям социального блока. У граждан есть дополнения, которые еще не учтены, поэтому на таких встречах все мнения аккумулируются, ведь работа над текстом Конституции будет продолжена после обсуждения с населением, общественными организациями.

Елена Богдан, глава комитета по здравоохранению Мингорисполкома, председатель Белорусского союза женщин:

— Каждый человек должен видеть, что дадут изменения ему, его семье, его населенному пункту и стране в целом. Очень интересные предложения поступают от ветеранов. В их числе — расширение положений Конституции о сохранении исторической памяти. Белорусы участвовали не только в Великой Отечественной войне. Территория нашей страны не раз становилась полем боевых действий. Еще одна тема для обсуждения — статус Всебелорусского народного собрания как уникального органа народовластия. Вызывают интерес вопросы, связанные с информационной безопасностью, атомной энергетикой, традиционными семейными ценностями.

Александр Щекович, председатель Минского городского объединения организаций профсоюзов:

— Конституция — это основа. В проекте обновленного документа по-прежнему закреплена социальная ориентированность государства, в том числе прописана поддержка государством семей, воспитывающих детей, а также сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, внесена новация, касающаяся поддержки молодежи, что способствует ее разностороннему развитию, активному участию в жизни общества. Большие споры вызывает статья, где идет речь о правах граждан на охрану здоровья. Государство обеспечивает бесплатное лечение, но и люди в свою очередь должны заботиться о сохранении и укреплении собственного здоровья. Хотелось бы детальнее остановиться и на статье, в которой четко определяется понятие брака. Мы прописали, что это союз мужчины и женщины. Глядя на то, что происходит в мире, понимаем — это не простое словосочетание. При обсуждении формулировки брака были предложения расширить фразу — это союз мужчины и женщины по рождению. Ведь случаев, когда меняют пол, в других странах достаточно. В Беларуси такие примеры единичны. Кроме того, в проект Основного Закона добавлены позиции, касающиеся помощи пожилым и инвалидам. Это большая поправка, которая существенно повлияет на качество жизни семей, заботящихся о таких категориях граждан.

Подготовили Ольга Григорьева и Юлия Бурдо

Смотрите также: