Беларусь в лидерах по количеству зарядных станций на электромобиль
Беларусь входит в число стран, где на один электромобиль приходится наибольшее количество зарядных станций. Такая информация, как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», прозвучала на прошедшей в рамках Белорусской транспортной недели конференции, посвященной развитию инфраструктуры электротранспортных средств и интеллектуальных транспортных технологий. Эти данные подтверждаются цифрами, но прежде всего они свидетельствуют о том, что в стране пока очень мало электромобилей.
По словам главного архитектора проектов УП «Минскградо» Антона Шевцова, в столице числится чуть более 200 электромобилей. Это меньше 1 % от общего количества индивидуального транспорта, зарегистрированного в городе. Электрозарядных станций (ЭЗС) в Минске установлено более 70. Таким образом, на одну станцию приходится менее трех электрокаров, и это действительно рекорд.
По данным, изложенным на конференции председателем правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергеем Михневичем, в целом в стране около 360 электромобилей. Судя по таблице, представленной им на презентации, самые популярные модели в Беларуси сегодня — Fiat 500e, Chevrolet Volt и Tesla. Однако новых, купленных в Беларуси у официальных дилеров, насчитываются единицы: в 2018-м их было 2, за 8 месяцев 2019-го — 8.
Число ЭЗС по республике, по информации председателя правления БАА, к концу 2019-го должно превысить 250. На конференции подчеркнули: это больше, чем, например, в Эстонии, которая считается одним из лидеров в создании зарядной инфраструктуры.
Что касается будущего электрокаров в Беларуси, то С. Михневич полагает: к 2025–2030 году их продажи могут вырасти до 5 %, прежде всего при условиях снижения стоимости такой техники, дальнейшего развития сети мощных и работоспособных зарядных станций, усиления мер господдержки и стимулирования. Начало им положил Указ № 273 «О стимулировании использования электромобилей», которым предусмотрено освобождение от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении; налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Беларуси зарядных устройств, не производимых на территории страны.
— Если реальные цифры превысят эту планку, все будут только рады, — заметил выступающий. — Пока для большинства жителей Беларуси цены на такую автотехнику слишком высоки: они не готовы платить за нее 30–40 тыс. долларов, тем более, что после двух лет эксплуатации емкость батареи зачастую падает, и остаточная стоимость снижается за несколько лет почти на 70 %. Это нивелирует все преимущества электромобиля.
По словам С. Михневича, мировые тенденции таковы, что к 2025 году произойдет окончательный поворот автопрома в сторону электрического автомобилестроения, и доля рынка новых электрокаров составит около 30 %. Есть надежда, что они станут доступнее.
— Однако прогресса в этом вопросе не добиться без дополнительных стимулирующих мер, например, обнуления ставок ввозных пошлин на личный электротранспорт, хотя бы с пробегом; льготного кредитования на его приобретение, организации бесплатных парковок и т. д., — привел примеры С. Михневич. — В Украине, например, в начале 2018 года приняли меры по освобождению от уплаты НДС и акциза, после чего число зарегистрированных электромобилей возросло почти вдвое по сравнению с 2017-м. Сейчас там 19 тыс. электрокаров.
По мнению представителя «Минскградо» А. Шевцова, к 2030 году доля электрокаров в общем парке индивидуальных автомобилей столицы может возрасти до 10–20 %. Инфраструктура для этого готовится уже сегодня. Предполагается, что к 2025-му количество площадок для размещения ЭЗС в Минске увеличится до 400–500.
— Это не значит, что на всех этих площадках установят зарядные станции. Мы предусматриваем оптимальные объекты, в составе которых могут появиться такие площадки. А будет там необходимость в зарядных станциях или нет, это должно быть продиктовано спросом, — отметил А. Шевцов. — Всё решат потребители: главный фактор — насколько к тому времени возрастет популярность индивидуального электротранспорта. Спрогнозировать эти цифры невозможно. Они зависят не от градостроительной ситуации, а, скорее, от действенности экономических преференций.
По структуре ЭЗС делятся на несколько классов. Они различаются по мощности, от которой зависит скорость зарядки аккумуляторной батареи электромобиля. В городе используются обычно Mode 3 и 4, обеспечивающие зарядку до 80 % емкости аккумуляторной батареи соответственно за 6–8 часов и за 0,5–4 часа. ЭЗС размещаются в основном в местах притяжения большого количества людей: в паркингах, возле торгово-развлекательных центров, бизнес-центров, офисных зданий. Во время зарядки машины автовладелец может находиться на рабочем месте, в торговом центре, в кафе и т. д.
Есть возможность размещать зарядные станции и на дворовых территориях, но инициатива должна исходить от самих жильцов: были прецеденты, когда домовладельцы выступали против установки подобного оборудования. Обращаться с инициативой о размещении ЭЗС нужно в первую очередь в районную администрацию.