«Белкоммунмаш» планирует в 2021 г. сделать опытный образец электрогрузовика

Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с директором — главным конструктором Научно-технического производственного центра «Белкоммунмаш» Олегом Быцко об итогах 2020 года и новых разработках предприятия.

Олег Быцко Пандемия, конечно, отразилась и на деятельности нашего предприятия, — отмечает собеседник.  Повсеместные локдауны, закрытые границы не позволили реализовать некоторые прогнозные задания как внутри Беларуси, так и за ее пределами. До сих пор не прошел опытную эксплуатацию праворульный электробус, отправленный в английский Ковентри еще в 2019 году. Сейчас сертификация завершена. Если эпидемическая ситуация позволит, в ближайшее время начнется его тестирование.

— Англия — не вся Европа, к тому же она вышла из ЕС…

— На остальной части континента дела обстояли более обнадеживающе. «Белкоммунмаш» выиграл тендер на поставку в болгарский город Враца троллейбусов с автономным ходом. Контракт заключен на девять единиц и уже реализуется. Победили мы и в конкурсе на поставку в столицу Боснии и Герцеговины Сараево 25 сочлененных троллейбусов также с автономным ходом. Согласование контрактных условий завершается. А главное, в конце ноября 2020 года предприятие получило европейский сертификат на наш электробус, что позволит расширить горизонты сотрудничества на этом рынке.

— Но «Белкоммунмаш» производит несколько моделей электробусов.

— Речь о короткой машине новой модификации. В конце минувшего года мы начали отгружать Минску партию из девяти таких электробусов с измененным дизайном и техническими характеристиками. Поменяли суперконденсатор на более эффективную литиевую батарею, которая позволяет на одной экспресс-зарядке преодолеть 50 км.

Батарея стала более энергоемкой и легкой, а главное, предприятие само произвело их первую опытную партию. В зависимости от условий заключенных контрактов намерены производить батареи с разным типом ячеек. Срок их службы будет определяться условиями контрактов или должен соответствовать времени эксплуатации транспортного средства — 10 лет.

— Уровень локализации этого производства, то есть замены импортных комплектующих на отечественные, пока невысок?

— Об этом еще преждевременно и некорректно говорить. Мощности можем всегда нарастить. Всё будет зависеть от стоимости комплектующих, количества выпускаемых комплектов, отечественных и зарубежных. Причем не всегда белорусское дешевле и выгоднее импортного. Прежде чем запускать серийное производство, нужно просчитать все затраты и выгоды, то есть конечную цену продукции. Перед предприятием теперь стоит задача обеспечить производство электробуса, который по экономическим показателям не уступал бы классическому автобусу. И мы уже выходим на ее решение. Для этого стремимся расширить как рынки сбыта, так и число поставщиков.

— Предприятие уже занималось изготовлением и зарядных станций для электробусов. Как с ними обстоят дела?

— Основную часть комплектующих еще получаем от зарубежных партнеров. Но постепенно используем и свои наработки.

В этом году планируем разработать зарядное устройство собственной конструкции для батарей троллейбусов с автономным ходом. Завод по выпуску накопителей энергии в индустриальном парке «Великий камень» уже построен, но пока он выполняет сервисные функции по обслуживанию реализованных и эксплуатируемых суперконденсаторов. Для устойчивого и полноценного функционирования ему нужен массовый спрос. Хотя «Белкоммунмаш» приложил немало усилий для продвижения наших электробусов на суперконденсаторах. Так, в грузинский Батуми в 2020-м отгружено восемь единиц такой техники. Столько же троллейбусов с автономным ходом на суперконденсаторах уже произвели и отправили в украинский Днепр.

— С какими результатами «Белкоммунмаш» завершил минувший год?

— Коронавирус ощутимо сказался на пассажиропотоке, поэтому многие транспортные организации скорректировали планы по расширению и обновлению своих парков. Тем не менее «Белкоммунмаш» по итогам прошлого года сумел увеличить производство техники на 20 % по сравнению с 2019-м. Причем 96 % всей продукции ушло за рубеж, что стало рекордным показателем в истории предприятия. Это потребовало от нас и увеличения числа работников. На начало 2020 года штат «Белкоммунмаша» с учетом дочерних подразделений составлял около 1 050 человек, сейчас уже свыше 1 300. И очевидно, что он будет расширяться.

— Какие изменения на производстве и контракты будут способствовать созданию новых рабочих мест?

— Модернизация производственных мощностей. А наиболее крупный пока контракт — на поставку Минску 75 троллейбусов с автономным ходом: 25 коротких, 50 сочлененных. С «Минсктрансом» его подписали в 2020-м, но из-за экспортной нагрузки пришлось перенести реализацию на более поздние сроки, завершим в мае. Основная часть троллейбусов поставлялась «Минсктрансу» в 2009–2011 годах, и значительное их количество уже находится на предельном ресурсе. Ремонт техники не может быть вечным, иначе становится золотым. О трамваях для Минска, Витебска, Новополоцка и Мозыря, которые тоже значительно амортизированы, пока ничего определенного не скажу. Надобность обновления их парков назрела, но всё будет зависеть от финансирования. На предприятии, к слову, уже разработана конструкция новой тележки для низкопольного трамвая. Отмечу также, что портфель заказов в нынешнем году у нас будет более сбалансированным между внутренним и внешним рынками.

— А что вы подразумеваете под модернизацией производственных мощностей?

— Ближе к весне завершим строительство за собственные средства корпуса и запустим в нем новую покрасочную камеру для кузовов. Пропускная способность прежней камеры — 30 кузовов в месяц, а нужно 50 и более. И провести эту операцию в Беларуси больше негде.

— Помнится, в планах «Белкоммунмаша» был выпуск и электрогрузовика.

— Не отказывались от этого проекта. Своих средств на разработку перспективной модели было недостаточно, поэтому приняли участие в государственной научно-технической программе, которая должна их гарантировать. В конце 2020 года прошли все экспертизы, согласования и даже начали реализацию проекта. К сентябрю изготовим опытный образец электрогрузовика и проведем испытания на нашем полигоне. Шасси будут рассчитаны на грузоподъемность 10 т, но окончательный тоннаж транспортируемого груза определит его надстройка. Она может быть самосвальная, тентовая, изометрическая, рефрижератор, цистерна и иного типа. Пока ориентируемся на батарею, одна зарядка которой позволит преодолевать расстояние в 200 км. Километраж тоже может варьироваться. Всё будет зависеть от целевого предназначения электрогрузовика.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ