Белорусские режиссеры сумели даже в целомудренное советское время раздеть в кадре многих будущих звезд кино. Факты из истории
О том, как белорусские режиссеры даже в целомудренные советские времена смогли раздеть в кадре многих будущих звезд кино, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Любовь Румянцева
Пожалуй, сцену купания под водопадом в фильме Бориса Степанова «Альпийская баллада» 1965 года можно назвать самой целомудренной в сравнении с другими аналогичными. Водопад и черно-белое изображение создали эффект мутного стекла, через которое видны лишь очертания тела актрисы. Но для середины 1960-х годов, когда снимался фильм, эта сцена была сенсацией. Актриса сперва думала, что купание будет в арестантской робе, в которую она одета по сюжету. Но за несколько дней до съемок Степанов сказал ей загорать, чтоб не были видны на плечах следы от бретелек. Во время съемок Румянцева так замерзла, что забыла о смущении. В тот период актриса работала в Московском театре на Малой Бронной.
Светлана Тома
Режиссеру Игорю Добролюбову тоже не удалось избежать искушения: в белорусско-болгарской ленте 1975 года «Братушка» оголил восходящую звезду Светлану Тома. Боец Алесь Казанок застает купающейся в реке красавицу Марику, которую вез домой после фашистского плена. Казанка сыграл знаменитый Анатолий Кузнецов (товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни»). Увидав Марику в воде, он вращал зрачками и шевелил усами из-за кустов, чуть не передернул затвор винтовки, с которой девушку охранял, а Марика, конечно, смущалась, шутливо бросая в него речной ил.
Ирина Алферова
Неистовый Виталий Четвериков в фильме «Черная береза» 1977 года смог оголить Ирину Алферову, жену Александра Абдулова, будущую Констанцию Бонасье из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» 1979 года. Роль в «Черной березе» актрисе досталась не сразу, а после скандала. Сначала Татьяну играла Ирина Резникова. Сцены, отснятые с Резниковой, легли в корзину и переснимались заново с Алферовой. Ирина любезно согласилась участвовать в эпизоде, где она обнаженная выбегает из озера, долго удирает без одежды от пикирующего немецкого самолета и попадает прямо в объятия лейтенанта Хмары.
В связи с чем Четвериков заменил Резникову на Алферову на самом деле, история умалчивает. Сохранилась формальная докладная записка режиссера, в которой он требует заменить первую в связи со срывом двух съемочных дней и несоблюдением ей графика съемок!
Наталья Андрейченко
Режиссер-фронтовик Александр Карпов в ленте «Свадебная ночь» 1980 года тоже решил не отставать от своих молодых коллег. Однако выбрал более высокую планку. Будущая утонченная Мэри Поппинс Наталья Андрейченко тогда еще обладала округлыми формами. Она сыграла профессиональную разведчицу Марию, присланную из Москвы для диверсии. Обосновалась в партизанском отряде и вскоре отправилась с провожатой в город. Лето. Жарко. А тут река. Надо ж искупаться. Забрались девушки в воду, а на берегу, и откуда только взялся, возник полицай. Мария решила применить военную хитрость: вышла к нему на берег голая из воды. Стала ему, что называется, зубы заговаривать, а тут подруга, она в камышах пряталась, не выдержала и закричала. Полицай отвлекся, а Мария — не зря же ее к работе в тылу врага готовили — выхватила у предателя родины автомат, да весь магазин в него и всадила.
Н. Андрейченко позже жаловалась, что во время съемок, откуда ни возьмись, на берегу появились грузины и их не могли прогнать. Они представились отдыхающими трудящимися.
Ингеборга Дапкунайте
На интернет-форумах уверены, что первым Ингеборгу Дапкунайте смог обнажить в кадре режиссер Виктор Туров в белорусско-польской ленте 1988 года «Переправа». Начинающая литовская актриса исполняет там роль польской разведчицы Камы-Баси Залевской. Польские народные мстители не знают, что она подпольщица, и, считая «немецкой подстилкой», бреют девушку наголо по-настоящему, прямо в кадре. Но этим дело не завершается. Следуя своему ритуалу, они бреют ей волосы… Сейчас это называют линией бикини. Глядя на экран, нет сомнений, что в кадре Ингеборга. Однако оператор-постановщик ленты Владимир Спорышков рассказал:
— Брить голову Ингеборга согласилась, про остальное сказала: «Без меня». Фильм снимали во Львове. Ассистент режиссера быстро отправился к ближайшему перекрестку, отыскал девушку с телосложением как у Дапкунайте и предложил сняться в кино. Та с радостью согласилась. Правда, когда узнала какую роль ей уготовили, долго сопротивлялась. Ассистентам стоило немалых трудов уговорить ее. Но таки убедили оставить след в искусстве: под камеру побрили ей интимное место, заплатили и отпустили. Вот такой случился у девушки опыт в кино. Кадр потом смонтировали со сценами, где снималась Ингеборга. Вышло убедительно. До сих пор думают, что это она.
Юлия Высоцкая
В 1991 году, на закате белорусского советского кино, традиции поддержала Юлия Высоцкая в ленте Николая Князева. Для нее это была первая главная роль в кино. Да и повод раздеться в кадре был благородный: фильм снят по произведению Василя Быкова «Пойти и не вернуться», где его героиня Зося безумно влюбляется в партизана Антона. Тот, правда, оказался подлецом и предателем. Он сначала Зосю спас из ледяной воды, куда она случайно упала. Потом провел с ней ночь на сеновале. Сцена их горячей любви снята довольно откровенно. А наутро изложил свой план: пойти к немцам и сдаться. Даже потом стреляет в Зосю-Высоцкую. Такая она, любовь на войне.
Марина Александрова
Пример белорусских советских классиков оказался столь заразителен, что сцены купания в военных фильмах стали традицией и в годы отечественного коммерческого кино. В 2005 году прошли съемки многосерийной белорусско-российской ленты «Последний бронепоезд» в постановке Зиновия Ройзмана. Марина Александрова на пару с Екатериной Редниковой взяли на себя повышенные обязательства перевыполнить план по старому доброму партизанскому «ню».
Полина Сыркина
Но и киноклассики не дремлют, а иногда наверстывают упущенное. Режиссеру Виталию Дудину в советские годы доставался совершенно непригодный для обнажения актрис материал. То предложат снять «Удивительные приключения Дениса Кораблева» — там все слишком юны, то «Иван» — там пожилые актеры. Но режиссер шел к заветной цели. И наконец, в 2009 году вышла лента Дудина «Кадет». Там персонаж по имени Анна в исполнении Полины Сыркиной в одной из сцен намерена встретиться с возлюбленным, который скрывается от советской власти в лесах. Для этого она полностью оголяется средь бела дня, ныряет и нагая переплывает реку. Суженый поджидает ее на противоположном берегу и ловит обнаженную девушку у кромки воды, зачем-то набросив на нее свой пиджак.
П. Сыркина не умела плавать, поэтому среди мужской части съемочной группы разгорелся спор: кто именно будет ее страховать. В результате девушка плыла с массовым сопровождением зевак в лодках с обеих сторон. Естественно, лодки в кадр не попали.
Полина была белорусской актрисой на момент съемок. Но вскоре она переехала в Москву.