Белорусский фотограф Анатолий Дрибас: «Нажимателей сейчас много, и каждый считает, что он гений»

Фотолетописец Анатолий Дрибас рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», почему для съемок выбирает время, когда пусты улицы.

Листая фотоальбомы

Мы встречаемся с Анатолием Прокофьевичем в его квартире на ул. Грушевской. Пока мастер с другом заняты обработкой новых кадров, листаю фотоальбомы. Их на полке больше ста. «Минск: из руин к процветанию» напечатан в июле. В нем кроме текстового рассказа о городе-герое использован модный сейчас прием сравнения фото прошлого и настоящего. К сожалению, Минск не обладает таким историческим фотоархивом, как Москва, Киев или Вильнюс, но и белорусской столице есть что показать. Например, вид сверху на ратушную площадь 1950-х и тут же снимок Дрибаса — современная площадь Свободы. Сколько всего изменилось за 70 лет!

— Это я фотографировал с крыши, хотя сейчас уже больше снимают с дронов. Как к ним отношусь? Стоит недешево, снимки себя не окупят (смеется). Хотя с товарищем собирались купить аппарат на двоих, но что-то не срослось.

По словам Анатолия, профессионально Минск он начал фотографировать 15 лет назад, когда познакомился со столичными архитекторами. Они попросили сделать серию снимков городских зданий для книги.

Техника и лирика

Многие знают нашего героя как фотолетописца столицы. Однако Анатолий Прокофьевич начинал со съемок природы и животных. Также ему всегда был интересен процесс проявления и печатания снимков:

— В нашем фотоклубе «Мiнск» много ребят из технических вузов. Я вот тоже окончил радиотехнический институт, работал инженером и увлекался пленочной фотографией.

В этот период жизни он получил заказ создать автомат для цветной печати кадров. Вместе с товарищем Анатолий сделал такую машину. Как шутит мастер, сплав оптики и электроники. Кстати, агрегат и сегодня стоит у него в квартире.

— А заниматься лабораторной работой и снимать профессионально я начал, когда устроился в издательство «Белорусская советская энциклопедия», — вспоминает А. Дрибас.

Цифровой период

Двадцать лет назад на рынке фототехники произошла революция, которая не только ускорила процесс сьемки, но и поменяла правила игры.

Первый цифровой фотоаппарат у меня появился в 2000-х. Как сейчас помню, отдал за Nikon с камерой 3,3 мегапикселя 2 000 долларов в эквиваленте, — не скрывает фотограф.

По словам Анатолия Прокофьевича, первые пару лет цифрового периода он снимал как на пленку, так и на цифру. Но в итоге прогресс победил.

Из Минска с любовью

Первый показ фоторабот А. Дрибаса состоялся 15 лет назад в городском Доме фото на ул. Мясникова. Сегодня на счету автора 30 персональных выставок, десятки альбомов, посвященных Минску и не только.

Издательство «Беларусь» выпустило альбом, посвященный Жировичскому монастырю. Все снимки мои. Вот книга о Мирском замке «Замковая Беларусь», энциклопедия белорусских оргáнов…

Автор отмечает, что ему постоянно приходят заказы и от других издательств. Присылают список нужных им объектов — и А. Дрибас открывает свой огромный фотоархив, выбирает снимки для отправки. Или едет в командировку.

Кстати, в коллекции минского фотографа тысячи снимков, разделенных на папки «Пора года», «Памятники», «Природа» и другие. И это только на компьютере! А еще есть пять заполненных кадрами винчестеров. При этом Анатолий Прокофьевич помнит каждый снимок, который сделал.

Особое место на полке занимают каталоги, исторические альманахи и путеводители по столице.

— Первый кадр Минска цифровой камерой я сделал в районе МКАД возле поселка Ждановичи. Было это в октябре 2000 года, — улыбается фотограф.

— А вам не кажется столица пустоватой на снимках не только ваших, но и других фотографов?

— Иногда нарочно стараюсь дождаться момента, чтобы люди не заслоняли мне город. Признаюсь, портреты делать не люблю. Что касается архитектуры и людей, то, конечно, движение в кадре нужно, будь то человек или машины на дороге. Необходима динамика.

Я очень люблю Минск, здесь всё время появляется что-то новое. Особенно близки мне фонтаны, которых в этом году прибавилось. Недавно снова запечатлел водомет на Пулихова, потому что летом там много детей, резвящихся в жару в струях.

Фотограф не скрывает: кроме фотопрогулок по городу занимается и конкретной работой. Не первый год представители комитета архитектуры и строительства Мингорисполкома просят его снять объекты, построенные в текущем году.

Скоро собираюсь запечатлеть новый жилой комплекс «Минск Мир». В списке также несколько детских садов и другие объекты, — показывает документ фотограф.

Еще один проект, который готовится к печати, посвящен Всехсвятскому храму.

Я фотографировал собор больше трех лет, побывал и в музее в подвале, и в алтаре, куда просто так не попасть. Там очень красивая роспись, ее удалось запечатлеть только со штатива. Надеюсь, этот 320-страничный альбом принесет радость тем, кто его увидит.

Нажимателей сейчас много

Напоследок задаем мастеру светописи несколько провокационных вопросов.

— Анатолий Прокофьевич, сегодня всё чаще делают фото на телефоны, там в приоритете горизонтальная съемка. Как вы относитесь к вертикальным кадрам?

— Человек видит глазами горизонтально, а вертикальные фото не всегда уместны. Но мне это не режет глаз, порой стараюсь дублировать сюжеты. Например, иногда нужно передать высоту деревьев, обозначить перспективу.

— Знаю вашу особую любовь к панорамным снимкам. Как вы их делаете?

— Панорам у меня больше 300 — как по Беларуси, так и по Минску. Для создания такой работы нужно сшивать снимки в редакторе. Но всё зависит от условий. Что-то можно сделать со штатива, если погода позволяет, нащелкать с рук. Панорама, сделанная на телефон, конечно, имеет право на жизнь, но для книг, альбомов или публикаций в газете нужен профессиональный подход.

— А что сейчас модно фотографировать?

— Коллеги по фотоклубу, если говорить о Минске, занимаются стритфото — съемкой сюжетов из городской жизни. Также популярен возврат к пленочной черно-белой фотографии, напечатанной вручную. Такой подход априори уже шедевр. Что касается меня, давно прошел этот этап, делая тысячи снимков бромосеребряной печатью.

— Границы профессиональной фотографии размыты?

— Нажимателей сейчас много, и каждый считает, что он гений. Мой друг как-то решил создать школу фотографии, выпустил учеников. А спустя пару месяцев одна из девушек сама организовала фотокурсы. Такой подход к профессии мне не очень нравится.

Справочно

Несмотря на безграничную любовь к Минску, совсем скоро у Анатолия Дрибаса выйдет альбом «Беларусь глазами романтика», посвященный природе и животным.

Фото автора и Анатолия Дрибаса

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ