Белорусским школам не хватает лицензионного софта для обучения

Идет проверочная работа на уроке географии. Тема — «Африка, ее природные зоны и экономика».

Пока все звучит привычно. Не считая того, что часть ребят из 8-го «Д» класса гимназии № 10 склонилась над книжками и решает кроссворды, а еще часть задумалась над тестовыми вопросами, глядя на экраны ноутбуков. Да-да, именно так — лаптоп стоит на каждой парте. И ими, похоже, гимназистов особенно не удивишь — уровень оснащенности учреждения современными техническими средствами достаточно высок. Проще сказать, здесь есть все: от интерактивной классной доски до планшета. Об этом рассказывает корреспондент «Рэспублiкi«.

Опыт гимназии № 10 Минска показывает: с использованием гаджетов в учебном процессе уровень знаний ребят растет

Презентация — это вчерашний день

Пока ребята с увлечением решают тесты, учитель географии Елена Дергачева показывает нам, как учебный процесс выглядит с ее стороны. Она включает монитор своего компьютера. На экране педагог может видеть, как гимназисты справляются с заданиями, в буквальном смысле не поворачивая головы. Оценки за тесты компьютер выставит автоматически, а сама Елена Николаевна сделает принтскрин, а затем сохранит результаты ответов, чтобы сделать потом с ребятами работу над ошибками. Кстати, в использовании современных технологий есть еще одно очевидное преимущество: если для стандартной проверочной работы обычно нужно потратить 30—40 минут, то здесь легко управляются за 7—8. А оставшееся время можно потратить на новые знания.

Интерактивные фишки в своей работе педагог использует уже шесть лет — с момента прихода в гимназию. Почему? Да потому, что иначе не может. А еще потому, что с современными учениками нужно говорить на их языке. Тогда и интерес к предмету будет. А география, по словам Елены Дергачевой, как раз та дисциплина, где использование девайсов просто необходимо:

— Для географии это важно — словами ведь многого не передашь. Наглядность для предмета — прежде всего. Ребятам такие формы нравятся. Они и сами разрабатывают игры, которые мы потом можем использовать на занятиях. 

По словам директора гимназии Марины Ильиной, сертифицированные пользователи современного школьного оборудования в лицее — почти все учителя. И все же тех, кто новыми технологиями в хорошем смысле этого слова болеет, не так много — около 10—20 процентов. Это те педагоги, говорит директор, кто не просто включает на своих занятиях мультиборды, а значительно выходит за рамки:

— Презентация в PowerPoint на уроке — это вчерашний день, сродни тому, что учитель на каждом уроке говорит: «Откройте, дети, книгу». Сегодня это умеют все. Другое дело, если ты сделал ее в приложении Prezi.com, поскольку речь идет об интерактивном сервисе.

Кстати, и это достаточно интересно, самые активные пользователи новых технологий в гимназии — это ее костяк, педагоги возрастом старше 40 лет. Хотя, конечно, улыбается Марина Ильина, возраст современному образу мысли не помеха:


— У нас работают учителя предпенсионного возраста, но и они «в теме». И сегодня, когда я беру на работу педагога, я всегда спрашиваю: что вы можете использовать на уроке дополнительно для повышения качества учебного процесса, какие технические средства? Если мне говорят: «Я умею включать компьютер и печатать текст», то отвечаю, что этого мало. 

Девайс в помощь

Open your own device! — после этих слов ребята из 8-го «А» берут с парт свои мобильные. Мы на уроке английского. С легкой руки преподавателя Юлии Афанасенковой телефоны гимназистов превратились в учебные приспособления. Педагог активно использует в обучении так называемые byod-технологии, суть которых в использовании личных мобильных устройств на уроке. Что дальше? Достаточно зайти на сайт программы Kahoot. Здесь Юлия Афанасенкова уже подготовила  опрос. Учащимся остается лишь поучаствовать в нем и проверить свой уровень знаний. Вот такая форма тестирования. Приложение помогает создавать опросы, голосования, викторины. Можно даже выбрать число вариантов и задать время на ответы.

Кстати, сами ребята находят такие формы работы интересными. Например, для Маши Соболь из 8-го «А» возможность заниматься с гаджетами — компьютерами, планшетами и телефонами — в радость:

— Нам в каком-то смысле учиться стало сложнее, но и интереснее. Многие сверстники из других школ, которые слышали про нашу гимназию, даже немного нам завидуют и тоже хотели бы так учиться. 

Поддерживает ее и одноклассник Никита Рощупкин. Кстати, ребята в один голос говорят: за компьютером проводят не более двух часов. И это с учетом учебы. Притом что, как признался Никита, компьютер — его хобби.

Кстати, ребята не только ученики математического класса педагога Елены Белкиной, но и в одном лице так называемого смарт-класса, которые работают в гимназии уже четвертый год. В них обучаются ребята с 1-го по 8-й класс. Что это значит? Неужто речь только об обилии девайсов? По словам Марины Ильиной, суть здесь несколько иная:

— Мы интерпретируем это не с точки зрения использования технологий, а как «умный класс», где используются дополнительные возможности. Это средства факультативов, кружков, платных образовательных услуг. У этих детей с 5-го класса дополнительно к базовой программе добавляются два часа математики, час лабораторной физики, где проводят реальные и виртуальные опыты. 

Первые результаты

Использовать планшеты каждую минуту? По словам директора, опыт гимназии подсказывает, что этого делать нельзя. Дети должны уметь и ручкой работать – это мелкая моторика, это и здоровье детей, ведь есть санитарные нормы и правила, которые ограничивают использование гаджетов на уроке. Другое дело, что использовать их можно было бы еще более качественно. Но этому, сетует Марина Ильина, мешает отсутствие качественного белорусского программного обеспечения:

— Большая часть существующего ПО – платные и очень дорогие продукты. Конечно, мы не сидим сложа руки, а стучимся во все двери. Например, с продуктом по географии нам помог Парк высоких технологий. Но нам явно не хватает инструментов, разработанных не учителями, а IT-отраслью. Мы ведь учреждение образования и не вправе пользоваться нелицензионными программами. Школы готовы платить, но отнюдь не заоблачную цену.

О том, что уровень знаний ребят растет, говорят результаты олимпиад. Например, весной 2017 года на городском состязании для 5—8-х классов ребята из гимназии № 10 заняли первое место. На городском этапе республиканской предметной олимпиады в 2018-м среди 9—11-х классов — пятое. А ведь еще три года назад занимали всего лишь 15-ю строчку. По словам Марины Ильиной, это явное свидетельство того, что проект лицея развивается в правильном направлении.

Самое читаемое