Белорусский «Архив свидетеля войны» покажут на Венецианской биеннале

К одному из самых известных форумов мирового искусства – Венецианской биеннале – уже готовятся 53 страны. В том числе и Беларусь.

В прошлом году Министерство культуры объявило конкурс, по итогам которого с 6 мая по 22 ноября 2015 года в национальном павильоне нашей страны в Венеции будет представлен медиапроект «Архив свидетеля войны» Алексея Шинкаренко и Ольги Рыбчинской.

Минчанам он уже был показан в августе – сентябре минувшего года в Музее современного изобразительного искусства. В основе экспозиции – архивные снимки времен Первой и Второй мировых войн, сделанные в Беларуси, воспоминания свидетелей тех событий.

– Мы создаем среду архива, – рассказывает фотограф, директор Минского Центра фотографии Алексей Шинкаренко. – Главный объект – снимки, которые остались у нас со времен мировых войн. Специально выбирали фото именно тех событий, которые происходили на территории Беларуси. Оригинальные альбомы разместим в витринах. На полках можно найти папки с документами, воспоминаниями. Те, кто приходит в белорусский павильон, могут и не иметь собственного представления о войнах, но, видя фотографию, начинают работать со своей памятью. Таким образом, они тоже становятся свидетелями.

2

Проект дополняет мультимедийная инсталляция Константина Селиханова «Лес».

– Хотим ввести такое пространство, где человек сможет остановиться, переосмыслить увиденное, подумать. То есть человек заходит, изучает архивы, двигается вперед по павильону, а потом оказывается в помещении, где стены будто и нет – на ней он видит деревья. Это видео леса подчеркивает ландшафт, который чаще всего встречается на фото.

Презентация белорусского современного искусства на Венецианской биеннале будет третьей по счету.

– Впервые наш павильон появился там в 2005 году, – вспоминает комиссар национального павильона, руководитель Центра современных искусств Наталья Шарангович. – Участие было инициировано иностранным куратором, мы в основном представляли живопись – проект «Двенадцать из XX» Владимира Цеслера и Сергея Войченко. В 2011-м Беларусь сама выступила инициатором. Знакомили с искусством художников разного плана: от традиционной графики Юрия Алисевича до работ Виктора Петрова или Артура Клинова, которые у нас ассоциируются с неформальным направлением. Мы ожидали не столько внимания со стороны Италии, сколько возникновения дискуссии о современном искусстве в нашей стране. В Западной Европе современное искусство давно имеет четкие критерии, площадки, где оно выставляется, институт кураторства. У нас все это пока только формируется. Шаг на этом пути – конкурс, который провело Министерство культуры, выбирая участников нынешней биеннале.

13_Viktar-Piatrou

Национальный павильон Беларуси на 54-й Международной выставке современного искусства в Венеции в 2011 году

 

Пришло более 30 заявок от кураторов и художников. Третье место присуждено Григорию Ситнице за инсталляцию «РеинкарНация». Второе – концепции «Киносеанс» Константина Селиханова и Ольги Рыбчинской. Проект Ольги Рыбчинской и Алексея Шинкаренко победил с перевесом всего в один голос.

– Куратор Венецианской биеннале Окви Энвезор определил общую для всех участников тему выставки – «Все судьбы мира». Он всегда вводит в искусство некий социальный аспект, считает, что современное искусство не может говорить только о красивом, оно должно напоминать миру о его проблемах. То есть белорусский проект обязан отвечать общей теме. Второй важный аспект, по которому оценивались концепции, – использование видео, мультимедиа, Интернета и других технологий. В проекте «Архив свидетеля войны» все это присутствует. Для того чтобы усилить его визуальное решение, дополнить пространство видео и звуками леса, авторы привлекли еще и Константина Селиханова.

Венецианская биеннале – крупнейший форум мирового искусства со 120-летней историей. Участвовать в нем довольно дорого, но престижно.

4

– Те художники и кураторы, которые стали участниками павильонов в Венеции, повышают свою статусность в мировом рейтинге, – поясняет Наталья Шарангович. – Они попадают в каталоги, их могут пригласить в международные галереи, на коммерческие выставки. Конечно, пока мы только начинаем занимать некие строчки в этом рейтинге, потому что совсем недавно вступили на мировой рынок. Но еще лет десять назад у нас не было своего рынка и мы находились вне мирового. А сейчас такие крупные аукционные дома, как «Кристис» и «Сотбис», начинают интересоваться белорусскими художниками и продавать их. Если художник был заявлен на крупных форумах, стартовая цена его произведений повышается. В этот раз хочется если не получить «Золотого льва» (главная награда биеннале. – Прим. авт.), то хотя бы войти в десятку лучших, чтобы наш проект был замечен.

5

Главная награда биеннале современного искусства в Венеции – «Золотой лев»

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ