Белорусский ученый придумал, как снизить гололедный травматизм горожан

Молодой ученый разработал материал, который поможет снизить вероятность травм при гололеде и сэкономить бюджетные средства.

 К новой разработке научного сотрудника лаборатории химии лакокрасочных и вяжущих материалов Института общей и органической химии Национальной академии наук Беларуси Дмитрия Бусела подтолкнул собственный печальный опыт.

Два с половиной года назад, неудачно поскользнувшись на тротуаре, я упал и сломал лодыжку, – делится Дмитрий Бусел. – В результате несколько месяцев провел на больничном. Тогда-то меня и стали посещать мысли: за счет чего помимо противогололедных реагентов можно снизить травматизм горожан в зимний период?

_MG_9916 copy

Ответ подсказал опыт, накопленный Дмитрием при подготовке кандидатской диссертации. Суть его проекта – в применении полимерцементного связующего на основе водной дисперсии эпоксидной смолы. Вода в составе такого материала, с одной стороны, вызывает твердение цемента, а с другой –создает при высыхании пористую структуру. Остроугольными частицами минерального заполнителя, нанесенного на поверхность материала, обеспечивается его шероховатость. В итоге при таком покрытии тротуаров остановочных пунктов в зоне посадки и высадки, а также ступеней подземных переходов в зимний период снижается вероятность падений.

А еще предложенный материал позволяет более эффективно использовать противогололедные реагенты: из-за постоянного уноса с обработанной поверхности их расходуется неоправданно много, что негативно отражается и на экологии, и на бюджете. Слой противоскольжения защищает тротуарную плитку от коррозии: клеевая основа материала снижает водопроницаемость бетона в 3 раза. Для визуализации площадки остановочного пункта ученый предлагает наносить на покрытие ярко-желтую полосу.

Проект молодого ученого уже прошел предварительные испытания в РУП «Минскавтодор-Центр». Для этих целей на одной из остановок в Боровлянах организовали опытный участок, просуществовавший два года. Эффективность предложенных покрытий определяли путем измерения противоскользящего эффекта с помощью специального прибора для измерения скользкости поверхности (ПСП-1М). Благодаря использованию новых материалов коэффициент сцепления подошвы обуви с поверхностью тротуара увеличился в два раза.

– Над этим проектом, конечно, еще придется потрудиться, – говорит Дмитрий. – Для полноценной реализации технологии необходимы средства. Нужно провести дополнительные испытания, разработать и изготовить уникальное оборудование, закупить сырьевые материалы и детали. Но в любом случае подобные вложения с лихвой окупят себя. Потому что снижение гололедного травматизма пешеходов хотя бы на 20 % в год позволит экономить более 4 млрд рублей бюджетных средств.

Разработка Дмитрия Бусела заняла 2-е место на Республиканском конкурсе молодежных инновационных проектов. Смогут ли оценить это изобретение горожане, покажет время. Но, несомненно, оно из числа тех, которые заслуживают практического внедрения. Тот, кто падал, наверняка, со мной согласится.

Справочно:

Только в Минске за 2014–2015 годы из-за гололедных травм пострадали около 2.770 человек, 379 из них потребовались госпитализация и лечение в стационаре.

Фото Тамары Хамицевич

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое