Предприятия холдинга «АМКОДОР» участвуют в программе «Один район — один проект», которая реализуется в Беларуси с 2022 года. Об инновационном подходе к производству тандемных мостов, о проектах предприятий компании и международном сотрудничестве корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали представители «АМКОДОРа».
— Анастасия Владимировна, в рамках этой программы «АМКОДОР» при финансовом участии Мингорисполкома развивает инновационное производство тандемных мостов. Насколько эта продукция актуальна для рынка и что получим после ожидаемого выхода на проектную мощность?
— Тандемный мост — важный узел, оказывающий непосредственное влияние на производительность машины. Речь идет о технике, работающей в сложных условиях — в лесу, на бездорожье, пересеченной местности. Это лесопогрузчики, трелевочные тягачи, рубильные машины, самоходные мульчеры, харвестеры, форвардеры — все то, что задействовано в лесном хозяйстве. Тандемный мост привода ведущих колес обеспечивает более рациональное распределение массы загруженной машины по ведущим осям. При этом за счет сравнительно небольшого удельного давления на грунт она оказывается более маневренной и проходимой. К тому же оставляет после себя небольшую колею. Установка тандемных мостов способствует также боковой устойчивости и плавности хода, что позволяет развивать довольно высокие рабочие скорости.
Освоением их выпуска занимается «Амкодор-Унимод». Это единственное на территории ЕАЭС предприятие с полным циклом производства трансмиссии. Здесь проектируют и изготавливают гидромеханические коробки передач, мосты, редукторы, ведут их сервисное обслуживание. Сейчас это приоритетный проект. Его реализация в полном объеме позволит стать вторым в мире и единственным в Восточной Европе и СНГ производителем линейки современных полнопоточных трансмиссий для самоходной лесозаготовительной техники с колесной формулой 4 × 4, 6 × 6 и 8 × 8. Снизится и зависимость от импорта аналогов.
К настоящему времени изготовили более 170 тандемных мостов. Объемы увеличатся с выходом на проектную мощность. Помимо очевидного эффекта от импортозамещения и экспортной ориентированности, есть еще один весомый результат — 20 новых рабочих мест. В целом хочу отметить плодотворное взаимодействие с городскими властями. Кроме программы «Один район — один проект» при поддержке Мингорисполкома занимаемся проектами, включенными в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Финансирование осуществляется за счет собственных средств предприятия и поступает из инновационного фонда Мингорисполкома.
— Что еще предлагаете рынку, какие проекты реализуете?
— В секторе коммунальной техники отмечаем повышенный интерес к трансмиссиям и их компонентам для мини-погрузчиков, многофункциональных коммунальных машин. Потребность рынка в телескопических погрузчиках оцениваем в 1 тысячу единиц в год, в экскаваторах-погрузчиках — до 1,5 тысячи, в автогрейдерах — от 500. По всем прогнозам, просматривается тенденция роста емкости рынка, чему способствуют адаптация производителей к новым его условиям и реализация политики импортозамещения.
В настоящее время дочерние предприятия холдинга занимаются шестью инвестпроектами. Некоторые из них включены в государственную программу «Один район — один проект». О предприятии «Амкодор-Унимод» с ведущими тандемными мостами мы уже упомянули. Расположенный в Дзержинске «АМКОДОР-СЕМАШ» работает над организацией инновационного импортозамещающего производства манипуляторов с интеллектуальной системой управления для самоходной лесозаготовительной техники. Коллектив «АМКОДОР-ЛЕСМАШа» в Логойске трудится над созданием новых и расширением действующих производственных мощностей по выпуску машин лесопромышленного комплекса.
В Госпрограмму инновационного развития на 2021–2025 годы вошли, в частности, проекты по освоению производства гусеничных бульдозеров массой до 21 т, вибрационных самоходных катков, малогабаритных лесозаготовительных машин. Удельный вес инновационной продукции в ее общем объеме у нас традиционно высок. Например, у «АМКОДОР-СЕМАШа» на нее приходится 50,78 %, у «АМКОДОР-ЛЕСМАШа» — 33,98 %.
— Это означает, что среди выпускаемой техники немало ориентированной на узкие производственные ниши…
— С конвейеров наших заводов сходят машины 300 моделей и модификаций, 218 из которых самоходные. Предлагаем решения для многих специфических производственных нужд. Одна из визитных карточек холдинга — лесозаготовительная техника. Последние разработки включают модели с собственными высокотехнологичными механическими и электронными компонентами, что позволяет исключить зависимость от поставщиков из скандинавских стран и предложить рынку эксклюзивные решения.
Есть у нас и полный комплекс уникальной техники для работы с фрезерным торфом, и узкоспециализированные машины, аналоги которых можно найти лишь у небольших европейских компаний. Это специальные траншеекопатели-дреноукладчики, универсальная коммунальная машина, созданная для выполнения различных задач по поддержанию чистоты в крупных городах, фрезерно-роторный снегоочиститель на специальном шасси для быстрой уборки больших объемов снега, например на аэродромах.
Мы единственные в СНГ, кто на базе собственных компонентов производит телескопические погрузчики. Такие машины используют в строительстве, сельском хозяйстве, других сферах, и их востребованность с каждым годом растет.
— В машиностроительном сегменте традиционно высокая конкуренция. Как обстоят дела с реализацией продукции и позиционированием на внешнем рынке?
— Предлагаем машины, способные закрыть почти любые производственные задачи. Это универсальная и узкоспециализированная техника, а значит, подобрать оптимальное решение нетрудно. Широкий ассортимент сменных рабочих органов позволяет выполнять множество задач на одной машине «АМКОДОР».
«Фишка» компании — возможность серьезной модификации стандартных машин под потребности заказчика. Например, по одному из заказов поставляли погрузчики для литейных цехов с особой теплозащитой для оператора, гидравлики, шин. На базе собственных компонентов создали технику для ремонта железнодорожных путей. Стараемся не только идти в ногу с мировыми тенденциями, но и опережать их, предугадывая изменения потребительского спроса и делая ставку на индивидуализированные решения.
В числе главных факторов нашей конкурентоспособности — высокий уровень локализации производства. Большинство узлов и агрегатов изготавливаем на собственных мощностях или в сотрудничестве с отечественными предприятиями. Конечно, еще есть куда стремиться, поскольку пока мы освоили не все сложные узкоспециализированные узлы, однако в этом направлении наблюдается большой прогресс. Высокая локализация позволяет лучше контролировать качество и сроки производства, сразу закладывая необходимые параметры на этапе проектирования, чтобы машина соответствовала пожеланиям потребителя. Кроме того, предлагаем гибкие условия поставки, широкий выбор инструментов финансирования покупки, оперативный сервис.
Ключевой заказчик нашей техники — Российская Федерация, где бренд «АМКОДОР» хорошо известен и востребован. Почти все модели находят своего покупателя благодаря качеству и адаптации к местным условиям эксплуатации. При этом расширяем присутствие на рынках дальней дуги — в Азии, Латинской Америке, Африке. Там видим перспективы и ниши для развития. Сотрудничаем с дилерами и партнерами, участвуем в международных выставках, создаем локальные представительства и сервисные центры в новых регионах.
Поймать волну
— Андрей Анисимович, инженерный компонент немаловажен: прежде чем сойти с конвейера, машина рождается в воображении конструкторов-разработчиков. Чем вдохновляетесь при проектировании?
— Начинается все с изучения и прогнозирования потребностей заказчиков. Важно не только «поймать волну», но и постараться увидеть, что будет с машинами через 12 месяцев, три года, пять лет. Это получится, если есть представление, какие новшества перейдут в коммерческую практику из разряда «экзотика» и какие качества техники они улучшат. Изучение перспективных направлений не просто рациональный шаг, это процесс, который вдохновляет наших инженеров.
Новые возможности обсуждаем с авторитетными экспертами — стейкхолдерами среди потребителей. Так и рождается идея новой машины. Располагаем современными инструментами для компьютерного моделирования, виртуальных и натурных испытаний, поэтому многие идеи можем реализовать собственными силами. Для совершенствования компетенций приглашаем к сотрудничеству партнеров. В наших разработках в разное время участвовали ученые Объединенного института машиностроения и Физико-технического института НАН Беларуси, БГТУ и БНТУ, коллеги из Сербии.
Холдинг стал одним из самых активных участников научно-технических госпрограмм, в рамках которых научно-исследовательские работы помогает финансировать государство. Год назад получили аккредитацию НАН и ГКНТ в качестве научной организации. Создали отраслевую лабораторию, которая трудится над созданием машин с мехатронными компонентами и интеллектуальными системами. Все это сочетание науки, практики, творческого поиска и вдохновения.
— За производственными достижениями стоит человек труда. Что способствует слаженной работе коллектива?
— Поддерживаем профессиональный рост сотрудников, чтобы каждый мог идти в ногу с передовыми технологиями. Для этого организуем регулярное обучение, стажировки и курсы повышения квалификации. Благодаря развитой системе наставничества молодые специалисты всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку опытных коллег.
Рабочие места на производственных площадках созданы с учетом современных стандартов безопасности, комфорта и эргономики. Особое внимание уделяем мотивации — действует прозрачная система оплаты труда. Для нас важно, чтобы усилия вознаграждались достойно.
Большую роль играет корпоративная культура. Стремимся сплотить коллектив через проведение совместных мероприятий, спортивных турниров и праздников, которые помогают формировать командный дух. Заботимся о здоровье — действует система медицинского страхования.
Немаловажный аспект — поддержка семей специалистов: организуем путевки в детские лагеря, помогаем подготовить дочерей и сыновей к школе. Если смотреть глобальнее, то активно участвуем в социальных инициативах, поддерживаем образовательные проекты, занимаемся благотворительностью. Это формирует у сотрудников чувство гордости за свою работу и причастности к важным делам.
— В завершение немного поговорим о производственных планах: чего ожидать и на каких направлениях?
— В следующем году продолжим укрепление позиций на ключевых рынках и расширение присутствия на перспективных направлениях. Одним из приоритетов станет разработка и внедрение высокотехнологичной продукции. В ближайшее время сформируем планы по созданию новинок спецтехники и запуску в серийное производство уже имеющихся. Продолжим модернизацию существующих моделей и внедрение наукоемких решений, что повысит качество продукции и снизит зависимость от внешних поставщиков. Не менее важным остается укрепление производственной базы: направим инвестиции в модернизацию оборудования, цифровизацию производственных процессов и повышение уровня локализации. Это безальтернативные условия для дальнейшего роста конкурентоспособности и соответствия самым высоким стандартам.
Справочно
Свою историю «АМКОДОР» ведет с 1927 года, когда был сформирован трудовой коллектив по изготовлению детских игрушек. Чуть позже взялись за посуду и мебель из лозы. Затем — за весы, безмены и никелированные замки. В 1951-м представили первую землеройную машину. Со временем наладили серийный выпуск погрузчиков, лесных канавокопателей, шнекороторных снегоочистителей и снегопогрузчиков. Сегодня здесь производят около 300 моделей и модификаций техники.
В программе «Один район — один проект» — 208 инвестпроектов, каждый из которых отражает специализацию отдельного района и его потенциал. На 2024 год запланирована реализация 180 из них с созданием более 9 тыс. рабочих мест. Итоги подведут в 2026-м.
Фото предоставлены предприятием
#нашелучшее
#нашалепшае