Берегись автомобиля. После каких препаратов лучше не садиться за руль

Прием водителем, казалось бы, безобидных лекарств может привести к автокатастрофе. Какие препараты способны серьезно влиять на управление транспортными средствами и стоит ли вовсе отказаться от вождения при регулярном приеме лекарств, корреспондент агентства «Минск-Новости» выясняла в беседе с главным внештатным специалистом по клинической фармакологии Минздрава Беларуси, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры клинической фармакологии БГМУ Ларисой Гавриленко.

— Достаточно ли белорусы, на ваш взгляд, информированы об опасности управления автомобилем после приема определенных лекарств?

— Профессиональные водители регулярно проходят медицинскую комиссию, их обследуют специалисты, выясняют среди прочего, какие препараты они принимают, предупреждая об их побочных эффектах. Основная информация для пациентов — о влиянии зарегистрированных лекарственных средств на быстроту реакции, координацию движений, зрение — находится в листах-вкладышах в упаковке препаратов, а для врачей — в свободном доступе в инструкциях по медицинскому применению: их легко найти на сайте Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении. Кроме того, фармацевты в аптеках всегда предупредят пациентов о возможных побочных эффектах лекарства, в том числе влиянии на ЦНС, АД, уровень сахара в крови, безопасность при управлении автотранспортом.

— Можно ли назвать хотя бы самые распространенные препараты, приема которых лучше избегать, садясь за руль автомобиля?

— Их невероятно много. Наиболее заметное влияние на способность управлять автомобилем оказывают психотропные лекарственные препараты, в том числе нейролептики, транквилизаторы, снотворные, опиоидные анальгетики, седативные лекарственные средства. Подобными эффектами обладают многие препараты для лечения артериальной гипертензии (в том числе клофелин, нифедипин, бета-блокаторы). Противоаллергические, антигистаминные средства (димедрол, клемастин (тавегил), кетотифен) могут вызывать сонливость, нарушение концентрации внимания, оказать седативное действие. Но это касается прежде всего первого поколения таких лекарств; новое поколение (лоратадин) уже значительно меньше влияет на концентрацию внимания. Из препаратов, не представляющих угрозы для вождения, я бы назвала большинство антибиотиков.

— В листах-вкладышах к препаратам компания-производитель порой сообщает: «исследований по оценке влияния приема препарата на способность управлять автомобилем и работать с механизмами не производилось». Это значит, нужно действовать методом проб, чтобы выяснить их особенности?

— Влияние новых и новейших лекарственных средств на вождение зачастую действительно не изучено в клинических испытаниях. Но если в разделе «побочные эффекты» написано: «может вызвать сонливость, седацию, нарушение координации движений, головокружение, обморочные состояния, влияет на центральную нервную систему, уровень АД, вызывает гипогликемию», это указывает на то, что определенный риск после их приема для водителей есть. Например, противорвотные препараты (домперидон, метоклопрамид) могут вызывать нарушение координации движений, а это представляет опасность при управлении транспортом. Пациенту, принимающему такие лекарства, прежде чем садиться за руль, обязательно следует сначала проверить их переносимость, выяснить свою индивидуальную реакцию.

— Через какое время после приема препаратов, влияющих на способность управлять автомобилем, можно садиться за руль?

— После того как нежелательные симптомы проходят. Это очень индивидуально: кто-то может через час управлять автомобилем, а кто-то — спустя 6–8 часов.

А если таблетки рекомендовано принимать регулярно, например при той же АГ или сахарном диабете, нужно ли совсем отказаться от вождения автомобиля?

— Лучше проконсультироваться со специалистом, и если он порекомендует отказаться, последовать его совету. Хотя далеко не все препараты при этих заболеваниях заметно влияют на способность управлять автомобилем. К тому же эффект одного и того же лекарства на нервную систему разных людей существенно отличается.

— ГИБДД России совместно с Минздравом планируют приравнять некоторые медицинские препараты к наркотическим средствам и алкоголю. Есть ли в этом рациональное зерно? Видите ли вы необходимость таких мер в Беларуси?

— Нет, не вижу. Конечно, есть наркотические или опиоидные анальгетики и масса лекарственных средств, производимых с использованием этанола. В том числе сиропы от кашля, седативные средства, капли сердечные. Опасность их длительного применения заключается для пациентов в том, что они содержат барбитураты, вызывающие привыкание и зависимость, — из-за этого в ряде стран их и относят к рецептурным. Но все зависит от дозы. Это опять вопрос ответственного самолечения и соблюдения рекомендаций врача. И, конечно, нужно помнить: алкоголь усиливает действие многих препаратов (особенно транквилизаторов, снотворных, антигипертензивных и многих других), их сочетание очень опасно.

Справочно

В Германии каждая пятая авария случается, согласно исследованиям, из-за побочных действий лекарств. В США, по некоторым данным, каждый десятый нарушитель попадает в ДТП вскоре после принятия препарата. У нас, как и в России, подобной статистики, к сожалению, нет.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое