«Берешь в руки кусок материала и начинаешь лепить». Как минчанка создает будуарные куклы

Минчанка Ирина Сазанович создает неповторимой красоты будуарные куклы, которые уже поселились во многих странах. С ремесленницей пообщалась корреспондент агентства «Минск-Новости».

В Беларуси лепные куклы появились относительно недавно, но среди наших соотечественников уже есть талантливые мастера, работающие в этом направлении. Одна из них — И. Сазанович.

— По образованию я психолог, но по специальности не работала ни дня — много лет трудилась медрегистратором в службе судмедэкспертиз, — рассказывает собеседница. — С детства была творческой натурой: рисовала, шила, вышивала. Любовь к рукоделию привили бабушка, мама и школьная учительница труда. Когда подходил к концу второй декретный отпуск, решила, что не буду возвращаться на прежнее место работы. К тому времени я уже сшила первую текстильную куклу-ангелочка.

Ирине захотелось создать свои выкройки, выработать авторский стиль, чтобы ее куклы были узнаваемыми. На это ушло несколько лет. Так из медрегистратора она стала ремесленником. Сегодня мастерица активно участвует в международных кукольных выставках, проводит авторские презентации, организует тематические фотопроекты и мастер-классы.

— На смену текстильным куклам пришли лепные, — продолжает Ирина. — Если работать с текстилем я начала самостоятельно, то для того чтобы освоить новый материал, потребовалось обучение, на которое ушло много времени и средств. Создание кукол из полимерной глины — более длительный процесс. Если на изготовление текстильной у меня уходило от трех до пяти дней, то на лепную — минимум месяц. Тут все делается с нуля. Берешь в руки кусок материала и начинаешь лепить. Самый сложный этап — шлифовка, ведь все должно быть идеально. В процессе создания кукла зачастую сама диктует свой образ. Бывает, вроде бы лицо готово, прикрепляешь глазки, а она смотрит на тебя и словно дает понять, что ей нужны более пухлые щечки, более вздернутый носик. Приходится долепливать, дошлифовывать, докрашивать. И каждый раз заглядываешь ей в глаза, словно ждешь одобрительного: «Хватит!» Всегда приятны эмоции, которые излучают новые владельцы моих кукол. И тогда говорю себе: «Я на правильно пути!».

Ирина не делает эскизов, образы рождаются в процессе работы, а иногда во сне. Все ее куклы существуют в единственном экземпляре, по шаблонам мастер не работает. Немало времени уходит на изготовление головы. Она крепится к туловищу при помощи шарнира, поэтому ее можно поворачивать, наклонять.

Туловище у каждой куклы разное. Оно создается с учетом человеческих пропорций. У одних оно вылеплено из полимерной глины и обтянуто тканью, у других сшито из ткани и набито либо опилками, либо синтепоном и утяжелителем. Руки и ноги у таких кукол подвижные. Коллекционер или человек, захотевший поселить в своем доме одну из работ И. Сазанович, всегда сможет изменить положение рук, ног, головы куклы. И каждый раз она будет казаться новой.

После того как художник создает все части кукольного тела, они проходят многочисленные этапы шлифовки и покраски. Затем мастер тонирует их пастелью, чтобы визуально подчеркнуть объем, прорисовывает акриловыми красками лицо, ноготки на руках и ногах, фиксирует всё специальным лаком. Глаза у кукол обычно стеклянные и весьма реалистичные — их Ирина приобретает на специализированных выставках.

Волосы мастер делает из овечьей или козьей шерсти. Они получаются очень приятными на ощупь.

Если раньше около 80 % созданных Ириной кукол увозили за границу, то сегодня большинство остаются в Беларуси. У наших соотечественников есть целые коллекции — по 8-10 ее работ. Среди почитателей таланта Сазанович — артисты эстрады, олимпийские чемпионы, телеведущие.

Последняя коллекция лепных кукол Ирины называется «Цирк». Именно старый цирк всегда вдохновлял ее, поэтому цирковые образы появлялись то в куклах, то в мишках-тедди. Недавно мастер завершила Коломбину — трудилась над ней три месяца.

Ирина никогда не садится за работу без настроения, так как уверена: негативная энергетика передастся кукле, а потом и будущему хозяину. А творчество должно дарить людям уют, тепло и радость.

Справочно

В творчестве был период, когда с кукол мастер переключилась на создание платьев для детей и подростков. Ее коллекции демонстрировались на Неделях моды в Беларуси, России, Франции, на Мальте.

Фото Павла Русака

ТОП-3 О МИНСКЕ