Без адреналина не обошлось: как семейная пара из Минска на байке по Заполярью путешествовала

Север может быть теплым и приветливым. В этом убедилась корреспондент агентства «Минск-Новости», совершив мотопробег в Заполярье.

Дальняя дорога

Сразу скажу: мотоциклом управлял муж, а не я. Решение поехать летом в Заполярье мы приняли еще весной. Тогда же начали готовить мотоцикл к дальнему пути, планировать маршрут, собирать вещи. Нам предстояло проехать порядка 4 500 км туда и обратно.

Из Минска до Санкт-Петербурга дорога пролетела почти незаметно. Первую тысячу километров проехали примерно за 12 часов с остановками на кофе и разминку: от длительного сидения в одном положении тело быстро устает.

Город на Неве встретил дождем. На ночлег остановились в придорожном отеле на трассе «Кола» — именно по ней нам предстояло все время ехать на север. Утром погода ухудшилась: ливень и порывистый ветер так и норовили снести все на своем пути. Но мы решили двигаться дальше в надежде обогнать циклон. Дождевики и бахилы ОЗК не позволили промокнуть, но ехать в непогоду было тяжело.

В Карелии дождь прекратился, но ветер, казалось, только усилился. Груженый мотоцикл весом около 400 кг (с водителем и пассажиром) сдувало, словно перышко, на встречную полосу. Муж лихо управлял байком, возвращая его в свой ряд. Благо на трассе было мало транспортных средств. Ощутив на себе все «прелести» попутного ветра, поняла, что желать его мотоциклистам не стоит.

Чем дальше ехали, тем лучше становилась погода. И я уже могла наслаждаться пейзажами. Русские просторы, конечно, впечатляют. Смешанные леса сменяли хвойные, болотистые низины — холмы, радовали глаз многочисленные реки и озера.

На трассе мы в основном делали остановки на заправках, где заправляли бак бензином и ели. Сервис на многих АЗС приличный: можно отведать не только хот-дог, но и горячий комплексный обед, зарядить телефон и подключиться к Wi-Fi.

Теплый прием

До города Медвежьегорска добрались к исходу дня, хотя солнце и не думало садиться за горизонт. Белые ночи были в самом разгаре. Пока стояли на трассе и думали, куда направиться на ночлег, мимо проезжали местные мотоциклисты. Они предложили помощь и вывели нас на берег Онежского озера, где мы поставили палатку. Живописный уголок природы порадовал своей красотой и встречей с мотопутешественниками из Молдовы. В разговоре с ними и скоротали вечер.

Утром карельские ребята провели для нас экскурсию по окрестностям. Показали финские доты и укрепления, обустроенные в скалах. Они сохранились со времен Второй мировой войны. Масштаб подземных сооружений впечатляет. Здесь можно было бы создать отличный музейный комплекс, но пока об этом местные краеведы только мечтают.

Поблагодарив байкеров за гостеприимство, поехали дальше — курс держали на Хибины. По мере приближения к Заполярью березы, ели да сосны становились ниже, а на обочинах появлялись скалы. Встречались вдоль дороги и сейды — пирамиды, сложенные из камней. Для карелов они имеют культовое значение, однако туристы складывают такие башни, чтобы вернуться в эти края. Особенно много рукотворных сейдов возле дорожного знака, обозначающего, что путники пересекают Северный полярный круг.

Испытание духа

В город Кировск, что расположен у подножия Хибин, приехали почти к полуночи. Этот горный массив славится своей красотой, крутыми склонами, озерами и уникальным геологическим составом — здесь около 500 минералов, причем свыше сотни больше нигде не встречаются в природе! Эти каменные великаны впечатлили нас своей мощью. Самая высокая гора — Юдычвумчорр (1 200 м).

Решили доехать до базы отдыха в горах и там разбить лагерь. Нам предстояло проехать всего 20 км, но это оказался самый сложный участок пути. В горах только-только растаял снег (это был июль!), и дорога превратилась в реку. Надев бахилы ОЗК, стали ее форсировать. Я шла пешком, а муж пытался ехать, но колеса застревали в мокрых камнях, приходилось буквально откапывать их и тащить мотоцикл силком. На одном из участков байк прочно увяз и перестал запускаться. Так мы стали заложниками гор. Еще и телефоны разрядились. Нам ничего не оставалось, кроме как ждать, что кто-нибудь будет проезжать мимо и поможет нам. Сейчас понимаю, что это было неповторимое мгновение: горные хребты, озаренные солнечными лучами в ночи, журчащий ручей, безмолвие северных гор… И неисчислимые полчища комаров, которые не давали покоя.

На рассвете решили направиться в город за помощью. Но не успели сделать и пары шагов, как на горизонте забрезжил свет фар. Водитель внедорожника согласился подвезти нас. Оказалось, мужчина — владелец мотохостела в Карелии, а в Хибины приехал отдохнуть. В Кировске стали обзванивать эвакуаторщиков, но никто не захотел ехать за нашим железным конем. Все попытки найти технику, на которой можно было бы перевезти его, оказались тщетными. И тогда россиянин предложил вернуться и попытаться отбуксировать мотоцикл. Это было непросто, но у нас получилось: помогли проезжавшие мимо туристы из Украины. Так мы добрались до грунтовой дороги, где распрощались с помощниками и продолжили наслаждаться отпуском, толкая мотоцикл в сторону города.

По пути встретили парня на квадроцикле, который и отбуксировал байк до ближайшей гостиницы. Там мы немного отдохнули и кинули клич о помощи в Интернете. Многие байкеры писали, звонили и давали советы. Уже на следующий день приехали местные мотоциклисты, которые доставили наш Suzuki DR к себе в гараж и помогли отремонтировать его. Так мы оказались в городе Апатиты. Признаюсь, была шокирована, насколько люди бескорыстно и искренне помогали нам. Это самое настоящее чудо! Как, врочем, и то, что подходящие диски сцепления взамен сгоревших оказались в соседнем гараже. И какое счастье было снова услышать родной звук мотора — путешествие продолжается!

Суровая тусовка

Вместе с россиянами мы отправились на слет «Мотобухта». Он проходил на берегу Белого моря в Терском районе. Это мероприятие весьма популярно на Кольском полуострове и собирает несколько сотен человек из разных уголков мира. Приезжают, как правило, самые стойкие мототуристы. Во-первых, суровые условия севера не всем по душе. Во-вторых, дорога — то еще испытание. На этот раз самый сложный участок поджидал всех за поселком Умба. Любуясь северными просторами и пейзажами Кандалакшского залива и Белого моря, не заметили, как асфальт сменила грунтовка.

Около 30 км ехали словно черепахи из-за нескольких участков, усыпанных щебнем. В камнях мотоциклы буксовали и закапывались.

В поселке Кашкаранцы остановились передохнуть у морского маяка. Само село произвело тоскливое впечатление: покосившиеся избы, поросшие травой дворы, старая церковь и тишина… Хотя здесь живут люди. В целом на севере немноголюдно, населенные пункты выглядят неухоженно, многие здания заброшены и разрушаются. Ощущение, что время здесь остановилось несколько десятилетий назад.

Собравшись с последними силами, поехали на мыс Корабль. Именно там проходила «Мотобухта». Берег моря уже был усеян палатками и мотоциклами. Как только сняли шлемы, первыми прилетели знакомиться комары. Так что о романтических фото в купальнике на фоне моря пришлось сразу забыть. Да и погода испортилась. Сильный ветер нагонял дождь оба дня, испытывая на прочность мототуристов. Но им, казалось, все ни по чем. Люди весело общались и знакомились друг с другом, искали земляков. Ведь на слет приехали не только россияне из разных регионов, но и финны, эстонцы, латвийцы, поляки, белорусы, украинцы.

В отличие от большинства мотослетов, по крайней мере белорусских, здесь не было ни концертной программы, ни конкурсов. Работала только полевая кухня, где предлагали отведать местной семги, пирожков с палтусом, ухи да других горячих блюд. Источником питьевой воды для всех служил ручей Лодочный. Увидев рыжую-рыжую воду, испугалась. Но местные заверили, что ее можно пить. Мол, бактерии тут не водятся, это ж север! Пить ее я не рискнула (благо у нас была канистра с чистой водой), но еду на ней готовила.

Из развлечений в лагере — экскурсии по окрестностям и эндуро покатушки. Нас заинтересовала прогулка с гидом по мысу Корабль, поскольку это место является геологическим памятником природы и месторождением аметистов. Оказывается, полудрагоценные минералы здесь буквально валяются под ногами. Главное, внимательно искать. Морской берег усеян красно-бордовыми камнями, на которых образуются кристаллы. Чаще всего можно найти камушки с кварцем. Но нам повезло — муж нашел аметист. По заверению экскурсовода, лучший образец сезона!

Не проезжайте мимо

После мотослета направились домой. Все-таки сцепление нуждалось в ремонте. К дороге мы уже привыкли, и километры летели незаметно. Остановки делали на заправках, ночевали в гостиницах.

По пути заехали в музей под открытым небом «Беломорские петроглифы» в Залавруге. Это археологический комплекс, где представлена наскальная живопись первобытных людей, созданная 5–6 тыс. лет назад. Каменное плато, на котором высечены рисунки, находится посреди леса. Петроглифы отражают сюжеты ловли рыбы, охоты на зверей и птиц, встречаются батальные сцены. Правда, многие фигуры без подсказки экскурсовода не разобрать. Для любителей истории это настоящее сокровище.

Под впечатлением поехали дальше, в заповедник «Кивач». Там главная достопримечательность — водопад на реке Суне. Это один из самых известных памятников природы Карелии. Общая высота падения воды порядка 11 метров. Наблюдать за этим вечным потоком можно бесконечно. Для туристов оборудованы смотровые площадки, зоны отдыха, экологические тропы. Находится здесь и музей природы.

Насладившись красотами, вернулись в Минск. Несмотря на все пережитые трудности, счастливы, что совершили это путешествие и открыли для себя такой далекий, но дружелюбный север.

 

Самое читаемое