Без яркого парфюма и с самопрезентацией. HR-менеджер — о том, как не завалить собеседование и что отвечать на неудобные вопросы

Собеседование — неизбежная часть жизни, которую большинство воспринимают как тяжкое испытание. Как показать максимум своих достоинств при приеме на работу и не посыпаться на мелочах, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

фото lifehacker.ru

Прежде чем вы впервые встретитесь с потенциальным нанимателем, он должен обратить внимание на ваше резюме. Казалось бы, все проще простого, но именно здесь бывает больше всего ошибок и забавных моментов.

— Самое важное — резюме должно быть легко читаемым. Обязательны пробелы и абзацы. А вот от прописных букв и большого количества восклицательных или других знаков препинания лучше отказаться, — советует HR-менеджер Екатерина Бутырская. — Еще один критерий — информативность. Нужно четко и кратко, без лирики описать зону ответственности на предыдущем месте работы.

Не стоит мудрить и с названием должности. Если в другой организации она называлась эксклюзивно, то будет логично указать ваши обязанности. Не менее распространенная ошибка — разделение работы в разных филиалах одной фирмы на два места.

— Резюме должно создаваться под конкретную должность. Очень часто вижу резюме такого формата: «буду сравнивать по вашим предложениям, готов ко всему». Уровень ответственности таких кандидатов оценивается ниже, — комментирует Е. Бутырская.

Пожалуй, самый веселый момент во многих резюме — это фото. Специалист считает: лучше пусть его не будет вовсе, чем вы добавите снимок, абсолютно не подходящий по стилю.

— Фотография обязательно деловая — без яркого фона, фееричной прически и кричащего макияжа. Она должна быть близкой к фото на паспорт, но чуть менее официальной. Однозначные табу — пляжные, барные, свадебные фото, снимки с другом, обрезанные до одной полосочки, селфи, летние костюмы, огромные декольте и губы уточкой. Казалось бы, все очевидно, но я встречаюсь с таким довольно часто.

Если резюме информативное и создано под определенную должность, то от сопроводительного письма можно отказаться. Но есть ситуации, когда без него не обойтись. Например, если на работу устраивается студент или выпускник без опыта. Тогда в письме указывают достижения (дипломные работы, участие в конференциях, подработки, даже если они не были официальными). Важно написать то, что вы готовы и стремитесь развиваться. Нелогично без сопроводительной информации отправлять резюме и когда вы, например, решили резко сменить сферу деятельности. Здесь нужно объяснить свой выбор, указать компетенции.

Собеседование онлайн: к чему готовиться и что предусмотреть

Представим, что резюме составлено идеально и вам назначили долгожданное собеседование. Но вас приглашают не в офис, а в Skype или другой видеочат. К чему готовиться в таком случае?

— На мой взгляд, произвести впечатление на онлайн-собеседовании легче. Первый момент — вы находитесь дома, в привычной обстановке. Благодаря этому повышается уверенность в себе. Плюс разделение экраном выступает в роли своеобразной границы. Второе — у вас под рукой есть подсказки. Это особенно удобно, если вам нужны цифры (например, оцифрованные результаты или показатели с прошлых мест работы). Их заранее можно набросать и держать перед глазами, — подчеркивает HR-менеджер. — Третье — минимальная оценка вас как кандидата по внешнему виду, манере, поведению. Если вы не хотите показать, в какой одежде и обуви ходите, на какой машине ездите, это как раз минимизируется онлайн-форматом.

Специалист по подбору персонала сразу же делает оговорку: эти же плюсы могут сыграть и не на руку кандидатам. Нередки случаи, когда они не способны держать себя в рамках и расслабляются больше, чем этого бы хотелось.

— Например, используют домашнюю манеру поведения или уличный жаргон. А это яркий показатель того, как человек будет вести себя в последующем, — поясняет Е. Бутырская. — Еще один минус встречи в онлайне — вы не видите офис компании, не можете оценить ресурсы, внутреннюю культуру.

Но если способ собеседования уже выбран и не оговаривается, соискателю остается только подготовиться. Здесь HR-специалист выделяет несколько пунктов:

  1. Согласовать удобное время для обеих сторон заранее. Лучше предупредить всех домочадцев или окружающих людей, которые могут неожиданно ворваться и что-то спросить, что у вас важная беседа.
  2. Выяснить основную информацию о компании. Вы обязаны знать, на какую должность претендуете и каковы требования к кандидатам. Довольно комично получается, когда человек не знает условий вакансии.
  3. Сформулировать вопросы заранее — еще до начала беседы и задать в конце.
  4. Положить перед глазами резюме. Так будет легче ориентироваться и при необходимости что-то подсмотреть.
  5. Проверить звук и камеру. Если со звуком есть проблемы, то подготовьте наушники. Камера должна быть чистой и находиться на уровне глаз и на расстоянии около полуметра-метра от лица.
  6. Держать под рукой лист бумаги и ручку, чтобы во время собеседования помечать важные моменты.

До созвона определитесь и с тем, где вы расположитесь и во что оденетесь. Вариант появиться в домашнем где-то на кровати — не самый выигрышный.

— Как и на офлайн-собеседовании, при онлайн-звонке нужно выглядеть прилично. Единственная оговорка — здесь нет необходимости соблюдать офисный стиль: можно обойтись без пиджака и галстука. Вполне уместным будет светлый, желательно однотонный, верх. Лучше выбрать джемпер, водолазку, блузу, мужчинам — рубашку. Важно отметить и то, что цвет одежды должен гармонировать с фоном, предпочтительно без фотообоев или чего-то броского.

Стоит ли говорить, что обстановка должна быть спокойной: звуки телевизора, лай собаки или крики детей точно не сыграют вам на руку. Проследите и за фоном: не должно быть никаких гор домашних вещей или того, что может показать интерьер квартиры не с самой выгодной стороны.

— Также важен свет — он должен быть естественным, а не прямым в лицо. Не садитесь у окна, откуда светит солнце, из-за чего попадают блики на камеру, а лицо превращается в блестящий шар. Не лучший вариант и когда свет с потолка падает наискосок или сбоку и подсвечивает только половину лица, в то время как вторая находится в темноте, — предупреждает специалист.

Если обстоятельства складываются так, что дома сделать звонок вы не можете, допустимо перебраться, например, в кафе. Правила остаются теми же: сесть нужно на фоне стены в уединенном месте, где за вашей спиной не будут ходить люди и куда не донесется звук работающей кофемашины.

Как выглядеть уверенно, и что говорить о своих слабых сторонах

Волнение — неотъемлемый спутник собеседования. Именно от того, как вы с ним справитесь, во многом и зависит успех. Показать свою уверенность можно невербально, например, прямой расслабленной спиной и поворотом тела к нанимателю. Если сидите напротив него, используйте те части тела, которые на виду: спокойный взгляд, естественная улыбка, руки с открытыми ладонями на столешнице, умеренное количество жестов. Чтобы разрядить обстановку, допускается перевести тему в менее формальную, немного пошутить.

Уверенность кандидатов нередко улетучивается из-за неудобных вопросов. Один из них — о слабых сторонах, который может поставить в тупик даже опытного работника.

— Этот вопрос задают с целью определения самокритичности, умения работать над собой. Понятно, что слабые стороны есть у всех, и ответ: «У меня их нет» сразу будет расценен как лживый, — раскрывает секреты Е. Бутырская. — Поэтому нужно показать процесс совершенствования, например: «Заметил, что страдает деловая переписка. Сейчас работаю над этим навыком, для этого читаю такие-то книги, статьи». Какие-то глобальные и прямо относящиеся к профессии недостатки сразу оглашать не советую.

А вот вопросы о личной жизни и интересах всегда обсуждаются только в рамках добровольной беседы. Если вас смущают вопросы, уточните: как это влияет на прием на работу? Вполне возможно, что в компании есть корпоративная культура, для которой важны наличие детей, ваше вероисповедание или то, на какой марке машины вы ездите.

— Еще один спорный метод проведения интервью, который одобряют не все HR-специалисты, — стрессовый. Если понимаете, что такая беседа недопустима, остановите ее. Если же хотите пройти до конца, то оставайтесь собой, ведите себя естественно, не поддавайтесь на провокации.

Когда вроде самое сложное позади, остается выяснить немаловажный нюанс — размер заработной платы. Переходить к ней точно не нужно с порога, лучше дождаться конца собеседования.

— Если сумма, которую вам назвали, значительно ниже той, которую вы ожидали, говорить об этом нужно сразу, например: я обладаю такими-то компетенциями, такие-то результаты имел на предыдущем месте работы, поэтому считаю, что достоин большей суммы. То есть вы оглашаете свои условия сделки, и это вполне уместно, — заверяет HR-специалист.

Многих соискателей волнует и то, стоит ли сразу же соглашаться на предлагаемую должность или лучше потянуть время в ожидании более выгодных условий.

— Рекомендую заранее уточнять сроки закрытия вакансии. Если вы ждете еще несколько предложений, об этом необходимо сказать нанимателю. А просто так время тянуть не стоит. Ситуация «я посмотрю все предложения и, может быть, вернусь» будет говорить а вас как о не совсем благонадежном соискателе. К тому же длительное решение по джоб офферу (предложение о трудоустройстве в письменной форме) характеризует кандидата как человека, который всегда ищет, где лучше. А это означает, что и в момент работы наниматель не будет уверен в сотруднике.

Топ-5 частых ошибок на собеседовании

  1. Прийти не вовремя

— Оптимально — за 5–7 минут. Даже если в незнакомую часть города вы приехали пораньше, найдите возможность где-то выпить кофе или прогуляться, но ни в коем случае не вламывайтесь раньше. Опоздание — довольно критичный фактор. Но если такое случилось, предупредите. Тогда более вероятно, что вас поймут и пойдут навстречу.

  1. Взять с собой много вещей

— Вариант «я тут бежала с рынка и зашла к вам на собеседование, вот мои три пакета с помидорами» неуместен. Вы должны заранее продумать, где можете оставить вещи, если они у вас с собой. Телефон желательно тоже спрятать, а не класть на стол. Звук у него должен быть выключен.

  1. Делать из собеседования праздник

— Не стоит надевать все самое нарядное, использовать чрезмерное количество макияжа и парфюма. На самом деле это крик души: после некоторых кандидатов приходится буквально проветривать помещение. Пытаясь впечатлить, многие могут перебарщивать. Тут надо учитывать и то, что у людей может быть аллергия на ваш парфюм.

  1. Ничего не узнать о компании и не готовиться презентовать себя

— Вы должны уметь рассказать о себе по резюме. Самопрезентацию на 5–7 минут лучше подготовить заранее. Когда вас просят рассказать о себе, не начинайте с детского садика. Наниматель хочет услышать о вас как о профессионале.

  1. Перебивать и не дослушивать

— После вопроса выдерживайте паузу. Будьте уверенными, но не наглыми. Не нужно озвучивать свои правила, переходить с нанимателем на «ты» без разрешения на это.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ