Безбилетные пассажиры не оценили по достоинству новые электронные компостеры

Наш корреспондент присоединился к контролерам и узнал, что говорят пассажиры о новой системе оплаты проезда в трамваях, где в городе «заячьи поляны» и на какие уловки идут безбилетники. 

Пятница, вторая половина дня. Вместе с контролерами пассажирского транспорта Михаилом Езерским, Галиной Гринкевич и Галиной Базаевой отправляемся на один из маршрутов. К слову, их ревизоры меняют постоянно и проверяют разные виды наземного общественного транспорта. Стартуем из контрольно-ревизорской службы филиала «Агентство «Минсктранс» на Партизанском проспекте.

Сначала двигаемся к тракторному заводу и ждем трамвая. Типичная и первая реакция безбилетников, завидевших на остановке ревизоров: немедленно покинуть салон. В течение дня такие вынужденные эвакуации будем наблюдать регулярно. Спасшиеся зайцы остаются на остановке и ждут следующий трамвай. Среди них и парень с наушниками, и солидная дама в шубе.

Сейчас в трамваях установлены электронные компостеры и валидаторы автоматизированной системы оплаты и контроля проезда (АСОКП). И если последних в салоне достаточно (по два около задней и средней площадок и один у передних дверей), то новых компостеров всего три. Именно на их малое количество нередко сетуют пассажиры: мол, в час пик трудно к ним подобраться, чтобы погасить билет.

Как правильно это делать, знают уже многие – достаточно один раз попробовать самому. Сориентироваться пассажирам помогают схемы-инструкции в салоне. Кроме того, подскажут кондукторы и контролеры. Однако некоторые все еще не уверены в своих действиях: надо полагать, впервые воспользовались трамваем с момента оснащения подвижного состава элементами АСОКП.

Билет на одну поездку тоже нового вида. Его, беднягу, как только не засовывают в компостеры: вверх ногами, обратной стороной. А ведь на правильный вариант недвусмысленно указывает изображенная на билете стрелка. Тем не менее устройство безотказно отбивает на бумажке нужную информацию и проделывает на ней два отверстия.

Первого зайца обнаруживаем в трамвае № 7. Средних лет господин с комфортом устроился на сиденье в заполненном салоне и, судя по всему, не первую минуту разговаривает по телефону. На просьбу предъявить билет протягивает непогашенный проездной документ и заявляет, что только что вошел. Но контролеры помнят всех новых пассажиров. Забывчивого гражданина просят покинуть салон.

Дожидаемся следующего трамвая. Тем временем контролеры рассказывают, что одна из самых сложных категорий пассажиров – выпившие, которых порой просто не добудиться, и люди без определенного места жительства. Как-то одна из пассажирок взмолилась: «Только не трогайте этого бомжа. Пока сидит без движения, от него не так дурно пахнет».

А еще встреча с ревизорами, в чем не раз убеждался автор этих строк, способна пробудить в человеке независимо от его возраста, пола и комплекции настоящего спортсмена. Частенько зайцы, высаженные из транспорта, откровенно дают стрекача, не дожидаясь дальнейших разборок.

В очередном трамвае усатый мужичок делится переживаниями. По его мнению, существующая система оплаты проезда несправедлива. Если нужно преодолеть несколько остановок, но с пересадками, приходится потратиться, а кто-то едет от конечной до конечной и платит всего один раз.

Добираемся до остановки «Народная». Проходящая мимо гражданка почтенного возраста останавливается, подходит ближе и начинает возмущаться: ее внучку утром якобы несправедливо оштрафовали контролеры. Высказав все, что она думает по этому поводу, пенсионерка продолжает путь. Тем временем к нам подходит дама и просит продать ей билет. Увидев его новый дизайн, интересуется новшествами в оплате проезда.

…Без особых приключений добираемся до диспетчерской станции «Серебрянка». Затем заходим в троллейбус и выезжаем на проспект Рокоссовского. По словам Михаила Езерского, его любимый вид транспорта – автобус. В них почему-то передвигается больше воспитанных и добропорядочных людей. А еще он говорит, что есть в городе места, где количество зайцев выше среднего. Галина Базаева отмечает, что Чижовка по сравнению с Кунцевщиной выглядит в этом плане менее благополучной.

Интересуюсь у спутников, как они умудряются передвигаться по салону в движении. По словам Михаила, помогают годы тренировок. Со временем он научился сохранять устойчивость, подобно матросу на палубе. Теперь может даже заполнять документы на ходу.

Пассажиры иногда проворачивают незаконные фокусы с проездными. Галина Базаева рассказывает: делают цветную ксерокопию лицевой стороны документа и помещают его, например, в прозрачный кармашек кошелька. Но забывают, что разоблачение грозит не только штрафом за безбилетный проезд, но и встречей с милицией.

Позже на Партизанском проспекте в троллейбусе маршрута № 3 попадаются сразу два зайца. Они, пожалуй, первые за нашу смену, кто не приводит оправданий, не спорит с контролерами, а спокойно отсчитывает по 65 тысяч рублей. Не по причине обладания тугими кошельками, а, видимо, потому что это порядочные люди, отвечающие за свои поступки.

Прошло всего пару часов с начала нашей совместной работы. Холод все отчетливее напоминает о себе. Мои собеседники успокаивают:

– Вот мы во время циклона «Хавьер» работали, тогда пришлось куда труднее. Коллег метель застала вообще в Уручье, на 9-м километре Московского шоссе. Мы же работаем в несколько смен и независимо от того, жарко ли, дождь или мороз.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ