Безответная любовь и не только. Педагог-психолог — о проблемах, с которыми обращаются школьники

С психологическими проблемами сталкивается каждый человек, но не каждый это осознает, а ведь многое входит в нашу жизнь из детства. У школьников также есть немало трудностей, кроме самой учебы. И разобраться с ними порой должен помочь специалист, а не родители или друзья. О том, с какими проблемами чаще обращаются ученики, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала педагог-психолог Анна Дировская.

Фото носит иллюстративный характер

К сожалению, не все школьники понимают, что рядом есть человек, который поможет решить проблему или наладить отношения. Существует стереотип, что школьный психолог просто приносит бланки и тесты, которые дети нехотя заполняют. И все.

А ведь психолог играет роль проводника к своему миру, эмоциям, осознаниям. Подростки мыслят и чувствуют точно такими же категориями, как взрослые, но они очень шаткие. И именно психолог занимается их формированием.

— В начале года во всех школах производится одна и та же диагностика, — рассказывает Анна. — Это диагностика эмоционального состояния (уровень состояния тревожности) и социометрия (взаимоотношения в коллективе).

Для психолога важно использовать метод наблюдения: то, как дети себя ведут при написании теста или в обществе других, ведь многие не отвечают на вопросы честно и искренне. Посмотрев со стороны, специалист может определить собеседника для индивидуального занятия.

— Беру этого человека и сразу объясняю, почему я выбрала именно его. Перед работой над выявленной проблемой нужно убедиться, действительно ли есть над чем работать, — подчеркивает Анна Михайловна.

Проблемы школьников, которые помогает решить психолог

Причины, из-за которых учащиеся приходят по своей воле или после выявления результатов диагностики, совершенно разные. Удивительно, но многие самостоятельно принимают решение поговорить с психологом. Не все сразу идут на контакт, но им важно знать, что педагогу можно доверять.

— Как правило, подростки осознают, про что у них болит. Им кажется, что самая главная проблема в том, что их никто не понимает. Они транслируют свои эмоции, но обычно взрослые говорят: «Это ерунда, пройдет». А на самом деле в их возрасте важно, чтобы их заметили, признали: то, что они чувствуют и чего хотят, важно, — говорит Анна.

 Любовные проблемы

С ними школьники чаще всего обращаются к психологу. В основном подростки говорят о своей безответной любви. В эти моменты, рассказывает Анна, нужно дать им высказаться и показать, что их чувства не наивны и глупы, а действительно важны.

Фото носит иллюстративный характер

Проблемы в дружбе

Данная тема знакома многим. Сегодня друг, завтра враг, а через неделю незнакомцы. А ведь от потерянных отношений в мире подростка может что-то сломаться. Поэтому нужны совет и помощь психолога.

Проблема детско-родительских отношений

Это очень сильно отражается на характере и состоянии учащегося. Многое исходит из того, в какой атмосфере и в каком обществе растет человек. Анна Михайловна рассказывает, что многих детей недолюбили, о них недозаботились в свое время:

— Они также сильно нуждаются в любви и поддержке, когда родители разводятся. Это особый травматический момент, после которого ученики могут меняться или замыкаться в себе. И тут психолог помогает школьнику найти правильное решение и спокойно принять ситуацию.

Проблема низкой самооценки

Обычно такое выявляется после диагностики или когда психолог приходит на классные часы и наблюдает за учащимися. За низкой самооценкой и неуверенностью в себе и своих решениях следует немало проблем в будущем: не только в общении и социализации, но и в том, что касается личностных качеств. Сильно заниженная самооценка наряду с высокой тревожностью может повысить риск суицида, поэтому к таким случаям педагог подходит по-другому.

— Обычно индивидуальные занятия проходят по 45 минут раз в неделю, — поясняет психолог. — Но если это непростой случай, то встреч за неделю может быть две. Для начала даю время поделиться и раскрыться. Как правило, ребенку хочется это сделать, потому что в тех условиях, в которых он проживает, это запрещают или просто не замечают потребности. Рассказывать могут минут 20–25. Параллельно записываю моменты, в которых возникают вопросы. Уточняю. А потом уже начинаю заниматься коррекцией. Часто сталкиваюсь с сопротивлением: «Нет, это не про меня». Только спустя время ребенок приходит и говорит, что это, оказывается, действительно работает.

Фото носит иллюстративный характер

Проблема буллинга

Тема довольно известная и актуальная. Как и раньше, сейчас в классе есть те, кто подвергается буллингу. Психолог подчеркивает, что это всегда дети, которые имеют низкую самооценку и высокий уровень тревожности. Уверенного в себе и общительного человека не начнут унижать.

— Информация о буллинге обычно поступает через классного руководителя или предметного педагога, который часто видит учащихся. Как правило, дети неосознанно вступают в буллинг и не понимают, что даже простое молчание является неосознанным участием. Он очевиден лишь для того, в чью сторону это происходит, и для тех, кто им занимается. Остальные — молчаливые зрители, — объясняет Анна.

Психолог помогает, а не лечит

Хотелось бы, чтобы родители и дети понимали: психолог действительно может помочь разобраться в личностных и социальных конфликтах. Ведь, как подчеркивает Анна Михайловна, это не врач, который выписывает лекарства и ставит диагнозы.

— Это проводник, способный помочь разобраться в мелких нюансах, которые улавливает только психолог. Мы не выписываем белый билет, который говорит, что с ребенком что-то не так. Все с ним так, просто нам, взрослым и детям, бывает нужна помощь третьего лица, которым и выступает школьный психолог.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ