Билан с его песней занял второе место на «Евровидении», а Колдун — шестое. Рассказываем о творчестве поэта Карена Кавалеряна
Карен Кавалерян — имя автора более тысячи песен на русском и английском языках знают многие, но не всем известно, что поэта и драматурга связывает давнее сотрудничество с Белорусским государственным академическим музыкальным театром. На днях здесь состоялась очередная премьера — спектакль «Ромео vs. Джульетта. ХХ лет спустя», к которому он написал либретто. Об этой работе, а еще о песнях и книге «Танцы в осином гнезде» корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с автором.
— Со столичным музыкальным театром вас связывает сотрудничество по мюзиклам «Джейн Эйр» и «Голубая камея». Считается, что в каждом театре свой дух, особая атмосфера. Какой она показалась вам здесь?
— Я человек достаточно прагматичный и в первую очередь обращаю внимание на то, что можно увидеть глазами и потрогать руками, а именно на профессионализм актеров, оркестра и служб, обеспечивающих постановку. Когда на сцене все в порядке, то нет проблем ни с духом, ни с атмосферой. И наоборот. В театре, о котором мы говорим, и с мастерством, и с профессиональным отношением все благополучно. Недаром это мой третий проект в Минске, и я всегда приезжаю сюда с радостью.
— Почему вы решили написать либретто спектакля «Ромео vs. Джульетта. ХХ лет спустя»?
— Придумал эту историю от начала до конца. Она о том, как искренне влюбленные друг в друга люди день за днем убивают свои чувства, скатываясь в непримиримость и злобу, и в итоге становятся заклятыми врагами. Думаю, каждый видел, как что-то подобное происходит с их близкими или друзьями, а некоторые и сами были участниками похожей драмы. Специально взял в качестве исходных героев Ромео и Джульетту, чья любовь стала нарицательной, и попытался представить, что могло бы произойти с ними десятилетия спустя.
— Продолжение известных историй, как правило, становится не таким звездным. Почему все же рискнули участвовать в продолжении?
— О нет, не согласен! Могу с ходу назвать как минимум три сиквела, которые превосходят оригиналы. Так, Новый Завет, безусловно, круче Ветхого, «Приключения Гекльберри Финна» интереснее «Приключений Тома Сойера», а «Крестный отец — 2» наголову превосходит первый фильм трилогии.
К тому же я не то что не рисковал, как уже было сказано, я придумал эту историю от начала до конца и жил ею без малого пять лет, пока она не получила сценическое воплощение на сцене Московского театра оперетты летом 2019-го. Что касается непосредственно либретто, то писал его с упоением, и мне искренне нравилось то, что я делал.
— Вы автор известных хитов. Помнится, Дима Билан с вашей песней занял второе место на «Евровидении»…
— Второе место занимал не только с Биланом, но и с Ани Лорак, а третье — со Златой Огневич. Но довольно давно покончил с шоу-бизнесом и с 2009-го занимаюсь только театральными проектами. А театральная публика не такая экзальтированная, как эстрадная.
— И все же, если не ошибаюсь, у вас 18 дипломов «Песни года», есть и другие награды. Какие наиболее значимы для вас?
— Наиболее ценные для меня награды — точно не песенные, а писательские и театральные. В частности, победа моего спектакля «Джейн Эйр» в прошлогодней премии «Звезда Театрала», а также два попадания в ее шорт-лист, одно из которых, кстати, в этом году — за «Ромео vs. Джульетта. ХХ лет спустя». Кроме того, недавно мой спектакль «Капитанская дочка» был выдвинут на соискание премии «Золотая маска — 2021» в девяти номинациях.
А «Песня года», как и весь шоу-бизнес, для меня уже в прошлом. Из забавного вспоминаю, как в 2005-м я получил сразу пять дипломов за один вечер. Коллеги-авторы просто перестали со мной здороваться.
— Вы написали Work Your Magic для Дмитрия Колдуна, с которой он занял 6-е место на «Евровидении» и установил рекорд для Беларуси на этом конкурсе. К сожалению, его пока никто не превзошел…
— Думаю, таким успехам все мы обязаны Филиппу Киркорову, который продюсировал тогда Колдуна. Да и сам Дима оказался молодцом.
— О чем, на ваш взгляд, должны быть современные песни, чтобы они затронули сердца молодежи, запомнились им?
— Отвечу честно: не знаю. И не знал никогда. Мои песни были продолжением меня во времени и в пространстве. Я не делал ничего специально, чтобы понравиться кому-то. Но счастлив, когда написанное мною оказывается созвучно людям. Просто всегда верил в себя, в свою звезду и свой путь. И делал то, что считал нужным. Мог ли потерпеть фиаско? Конечно. Но у меня все получилось. Единственное, что важно, — прожить жизнь на своих условиях.
Я перешел из поэтов-песенников в либреттисты легко и непринужденно. Думаю, сейчас, по прошествии 12 лет и после полудюжины спектаклей, поставленных более чем в 30 городах России и Европы, это можно сказать определенно. Мне нравится театральная жизнь, и никаких камбэков в шоу-бизнес не будет.
— Вы планировали написать книгу о своем творчестве. Удалось?
— Книга под названием «Танцы в осином гнезде» вышла буквально несколько недель назад в издательстве «Зебра Е». В ней рассказывается о годах, проведенных мною в шоу-бизнесе. Надеюсь, тем, кто ее прочтет, будет так же весело, как и мне, когда ее писал. Это было действительно веселое время, но… Я вышел из этой комнаты, запер дверь и ключ выбросил в море.
— Планируете приехать в Минск и посмотреть, как принимают ваш спектакль наши зрители?
— Я был на всех своих минских премьерах и очень хотел бы приехать снова. Люблю ваш город и вашу страну, но в первую очередь людей, и всегда чувствую себя желанным гостем. Пока это объективно невозможно из-за пандемии. Но надеюсь приехать и посмотреть спектакль в январе, когда сделаю прививку. Еще пару лет назад подобная фраза вызвала бы, наверное, оторопь. Но такова реальность.
Фото Павла Русака и из Интернета
Смотрите также: