1200h90 2

Боль Хатыни. Белорусы помнят трагические страницы своей истории

В мемориальном комплексе «Хатынь» 22 марта проходят мероприятия, посвященные 82-й годовщине со дня трагедии одноименной деревни, уничтоженной фашистами вместе с жителями. Что делается, чтобы в Беларуси и мире помнили об этой трагической странице истории, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Хатынь

Весна 1943-го

До полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков оставалось еще 16 месяцев, когда враги оставили на ее сердце очередной неизгладимый шрам.

Утром 22 марта в районе Хатыни партизаны обстреляли автоколонну фашистов — был убит немецкий офицер. Уже днем в деревню ворвались адепты и проводники человеконенавистнического «нового порядка» на оккупированных территориях, который предусматривал частичное или полное уничтожение представителей разных этнических и социальных групп. Каратели вынесли смертный приговор и этому населенному пункту, первые письменные упоминания о котором датированы серединой XVI века. Описанный далее антигуманный эпизод — один из множества примеров политики геноцида, которую проводили нацисты и их приспешники по отношению к народу Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

hatyn. fotoalbom. m. ananin. 1970 0031

Сельчан от мала до велика согнали в сарай. В нем оказывались целыми семьями, в отдельных из которых было по семь–девять детей. Строение с людьми заперли и подожгли. Обреченных на смерть, но пытавшихся сбежать, вырвавшихся из огня расстреливали. Были жестоко убиты почти полторы сотни человек, в том числе 75 детей — от грудных (один из погибших родился всего семью неделями ранее) до подростков младше 16 лет. Фашисты также сожгли 26 домов с надворными постройками.

Уцелеть в тот день удалось единицам из местных. Единственным взрослым свидетелем трагедии стал кузнец Иосиф Каминский, потерявший сына в этой бойне. Полный боли эпизод впоследствии был отражен в скульптурной композиции в виде немолодого крестьянина с бездыханным телом мальчика на руках, которая символизирует непокоренного человека.

Лето 1969-го

Зверства фашистов в Хатыни были зафиксированы спустя считанные дни после трагедии. Тогда же погибших предали земле. Позже на их могиле установили памятник. В середине 1960-х было решено создать архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом в память о сотнях белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы той кровопролитной войны. Мемориал открыли 5 июля 1969 г. Его авторы — архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и скульптор Сергей Селиханов.

хатынь

Комплекс повторяет планировку деревни, стертой захватчиками с лица земли. Он включает установленный над братской могилой мемориальный знак «Венец Памяти» с наказом мертвых живым и ответом вторых к погибшим, мемориальную крышу-плиту на месте сожженного с людьми сарая. На месте их домов — символические первые венцы сруба и возвышающиеся обелиски в виде печных труб с колоколами. Возле каждого увековечены имена живших здесь до трагедии.

Вторая часть мемориального комплекса — «Кладбище невозрожденных деревень». Здесь в 185 символических могилах покоится земля из белорусских селений, которых постигла участь Хатыни. Она — 186-я. О таком их количестве было известно ранее. Уже в ходе расследования уголовного дела о геноциде установили еще 102 населенных пункта, уничтоженных с жителями и не возродившихся после войны.

хатынь

Рядом находятся монументальная композиция «Стена памяти концлагерей», напротив — «Площадь Памяти» с тремя березами в центре, на месте четвертой — Вечный огонь. Эта мемориальная композиция напоминает, что в годы военного лихолетья погиб минимум каждый четвертый житель Беларуси. Поблизости установлен мемориальный знак «Древо жизни» с перечнем сожженных фашистами деревень, но возрожденных в мирное время.

2022–2023 годы

К 80-й годовщине трагедии комплекс «Хатынь» реконструировали по поручению Главы государства. Среди выполненных работ — восстановление храма в этом скорбном месте, возведение здания музея с шестью экспозиционными залами. Они обеспечивают эмоциональную погруженность в драматические страницы истории Беларуси вплоть до Великой Отечественной войны. Экспозиция ставит посетителя на место участника трагических событий, подводит к их осмыслению и доходчиво объясняет, как важно ценить мир и хранить историческую память.

2024-й

В Беларуси помнят о жертвах войны и чтят память павших защитников Родины. Но не забыты и те, кто принес ей много горя, совершал такие преступления, какие имели место в Хатыни 82 года назад. В частности, в 2024 г. приговорами Верховного Суда Республики Беларусь виновными в геноциде признаны палачи Хатыни (и не только ее) Владимир Катрюк и Константин Смовский. Приговоры постановлены без назначения наказания: оба нацистских карателя к тому времени уже умерли за границей.

хатынь

Это стало еще одним подтверждением решимости государства бороться с искажениями исторической правды и попытками в некоторых странах обелить подобных персонажей.

Ранее в Генпрокуратуре Беларуси обращали внимание, что расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа позволило показать общественности, в том числе международной, злодеяния, которые нацистские каратели творили в отношении советского народа в период Великой Отечественной войны. Важно также через решения национальных судов показать истинные роль и лицо таких карателей, указать конкретные обстоятельства вплоть до места, времени и числа жертв. Необходимо противодействовать тому, что политические элиты некоторых стран возводят таких нацистов в ранг героев национального освободительного движения. Подчеркивалось, что осуждение от имени государства — также символический факт, становящийся частью белорусского общественного сознания.

Март 2025-го

Почтить память погибших жителей этой и других белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни, можно в субботу, 22 марта. В этот день минчане могут приехать в мемориальный комплекс на автобусах специального маршрута № 659, который запустят между столицей (от ст. м. «Восток») и мемориальным комплексом. 22 марта в Хатынь ожидается приезд нескольких тысяч гостей из Беларуси, России и других стран.

Фото из архива агентства 

Читайте также:

Смотрите также:

Вечерний Минск: сезон кикшеринга и жалобы на транспорт. Актуальные темы с 17 по 23 мартаВечерний Минск: сезон кикшеринга и жалобы на транспорт. Актуальные темы с 17 по 23 марта
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»

Во время съемок «Хозяина тайги» происходило много интересного и необычного. Валерий Золотухин взимал плату с жителей села за право посмотреть на Владимира Высоцкого. А еще исчез бесследно директор группы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

07330a09 ff8c 5d46 a3a1 ce660d811883

О чем кино

В таежном поселке ограбили магазин. Вину за это преступление берет на себя сплавщик леса Ипатов. Тем не менее участковый Серёжкин видит противоречия в деле. Он подозревает бригадира сплавщиков Ивана Рябого. Когда тот пытается уплыть на лодке из поселка, милиционер перехватывает его и обнаруживает краденое. Но выясняется: в ограблении замешан не только Рябой.

Черпал из жизни

Борис Можаев жил на Дальнем Востоке, был специальным корреспондентом газеты «Известия». Ездил по региону. Например, писал о шабашниках. Колхозы, совхозы имели право заключать хозяйственные договоры на строительство объектов (коровники, зернохранилища, школы) с временными трудовыми коллективами. Так появились бригады, которые зарабатывали большие деньги. Не в накладе оставались и заказчики. Председатели хозяйств завышали суммы. В ведомости писали одну, а на руки выдавали другую, имея маржу. Подобные криминальные истории стали основной темой автора. В его копилке появилось много сюжетов, на основе которых он в 1954 году начал литературную деятельность. А в 1960-е написал повесть «Власть тайги». Поступив на двухгодичные высшие сценарные курсы во ВГИК, Можаев создал дипломный сценарий по мотивам этой книги. Экзаменаторам так понравился материал, что они отдали его с рекомендациями на «Мосфильм». Шел 1965-й.

В редакторском отделе вспомнили: режиссер Владимир Назаров родом из Иркутска. Решили, что тема тайги ему может быть близка. Прочитав произведение, он согласился снимать.

fmt 114 24 hozjain.tajgi .1 15 17.169

Ультиматум Золотухина

Сперва в роли милиционера Серёжкина постановщик видел Евгения Урбанского. А Ивана Рябого предложил сыграть Николаю Крючкову. Но 5 ноября 1965-го Урбанский погиб на съемках фильма «Директор». Пришлось пересматривать актерский ансамбль.

Как раз в этот период в Театре на Таганке режиссер Юрий Любимов ставил спектакль по пьесе Можаева «Живой». Автор приходил на репетиции и заприметил Валерия Золотухина. Сценарист решил, что лучшего Серёжкина не найти. Предложил Назарову провести пробы. В итоге артиста утвердили. А тот заявил: «Без Высоцкого сниматься не буду». Актеры дружили, к тому же Владимир Семёнович недавно настоял на съемках Золотухина в ленте «Интервенция». Валерий решил ответить тем же. Постановщик даже обрадовался, понимая: он получит не только исполнителя роли Рябого, но и автора песен для картины.

На главную женскую роль поварихи Нюрки пробовались Людмила Максакова и Людмила Чурсина. Режиссер утвердил молодую жену знаменитого постановщика Ивана Пырьева Лионеллу. Видимо, чем-то был обязан мэтру. Однако та отказывалась, не видела себя таежной стряпухой. Ее уговорил Высоцкий.

Михаил Кокшенов часто играл деревенских простаков, хоть и был коренным москвичом в пятом поколении. Здесь он предстал в образе сплавщика Ипатова.

1050890 1

Исчезновение директора

Натурные съемки фильма проходили летом 1968 года в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края, а также на реке Мане. Постановщик выехал туда раньше, подбирая с оператором подходящие локации. А актеры прибыли после окончания сезона в театрах.

На весь съемочный период многие местные жители перебрались к родственникам и соседям, а свои избы сдали группе за деньги. Высоцкий и Золотухин поселились вдвоем. Владимира Семёновича знали и любили после белорусской ленты «Я родом из детства» и картины «Вертикаль». И конечно, слышали его песни, обожали, а владельцы бобинных магнитофонов переписывали их. Валерия Сергеевича же не узнавали. Чтобы вжиться в образ и не переодеваться на площадке, он постоянно ходил в милицейской форме. Местные решили, что этот слуга закона — охрана знаменитого барда. Дабы увидеть кумира, спрашивали разрешения у Золотухина. Высоцкий не возражал, мог и спеть. А выросший в селе практичный артист сказал: «Даже в зоопарке платят, чтобы посмотреть на зверей. А ты, Володя, — человек!». Валерий Сергеевич не просил у людей ничего, а стал отвечать: «Граждане, не имею права подпускать к охраняемому!» Народ смекнул, и изо всех окрестных сел стали нести за смотрины съестное. «Милиционер» пошел на попятную. Избу актеров заставили корзинами с пирогами, яйцами, салом, крынками с молоком, бутылями с самогоном.

В середине процесса съемок пропал без вести директор группы Алексей Стефанский. Позже выяснилось: убежал в Москву. Оказалось, он отставник, в прошлом служил в одном из местных сталинских лагерей замполитом. Многие заключенные, освободившись, оседали и жили в Красноярском крае. Его случайно встретили бывшие подопечные и припомнили «гражданину начальнику» его отношение к ним: выбили зуб, угрожали зарезать. Стефанский решил не испытывать судьбу и ретировался.

1050884

В картине прозвучали композиции Владимира Семёновича «Дом хрустальный» («Если я богат, как царь морской…»), «Песня Рябого» («Вкалывал я до зари, считал, что черви — козыри, из грунта выколачивал рубли»). А произведение «Протопи ты мне баньку, хозяюшка» записали, но вырезали из-за слов «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас».

Сценарист Можаев за воплощение образа милиционера в сценарии получил существенную денежную премию МВД, за которую ему без очереди продали новую черную «Волгу». А еще он в селе построил матери новый дом. Забавно, что в те же дни спектакль по его пьесе «Живой» в Театре на Таганке закрыла министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Она написала докладную в ЦК КПСС о том, что Борис Андреевич — антисоветчик.

В первый же, 1968 год ленту посмотрели более 28 млн человек. Фильм «Хозяин Тайги» имел продолжение. По сценариям того же автора в 1971-м вышла картина «Пропажа свидетеля». А в 1978 году — «Предварительное расследование». Золотухин в них неизменно сыграл Серёжкина. Высоцкий в лентах не участвовал.

Еще материалы рубрики:

Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов

Подмосковная фабрика стала замком английского лорда. Как снимался фильм «Чисто английское убийство»

В основу сюжета фильма «Два билета на дневной сеанс» легло громкое уголовное дело. Почему детектив завоевал народную любовь

Какая альтернатива есть для любителей русских медсериалов, уставших от саги «Склифосовский»

«Праздник всегда один на всех». Отметили Пасху в гостях у многодетной семьи из Минска

У семьи Туник гости: приехали родственники. Каждый год на Пасху они собираются за праздничным столом. Корреспондент агентства «Минск-Новости» съездила на Пасху в гости к многодетным родителям и узнала, что главное для большой семьи.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 47 864 kopiya

Вы не стесняйтесь, — говорит Светлана Туник и приглашает за накрытый стол. — Попробуйте жульен. Как-то приготовила, с тех пор — «коронное» блюдо в нашей семье.

Из разговора с хозяйкой узнаем, что у Туников трое сыновей: старшему Святославу — 25, среднему Данику — 15, младший — 12-летний Сашка. Туники живут в 13 км от Минска в агрогородке Хотежино. Когда-то выгодно купили здесь участок и сами построили дом.

Я выросла в Минске. Но не люблю большой город, не хватает мне личного пространства. И детей трое, как ютиться в квартире? Сказала Виталику однажды: «Поехали из города, тяжело здесь, тесно!» Строили так, чтобы места хватило всем. Человек 30 у нас точно поместятся, — улыбается Светлана.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 45 29 735 kopiya

Познакомились Туники, как говорят, по чистой случайности. Дело было в Турции. Виталик отдыхал сам по себе, Света — тоже.

И на тебе! Он из Минска и я, это же надо было за 2 000 км от дома встретится! — смеется хозяйка. Виталик в ответ расплывается в улыбке.

Жульен вышел отличный. Вдогонку нас угостили шашлыком и полендвицей, которую искусно солит мама Светланы Теофилия Францевна. На десерт — арбуз. После плотного обеда нас проводят по двору и знакомят с хозяйством. Здесь породистые куры, две немецкие овчарки Ада и Герда, лохматые ручные кролики и экзотический кот-сфинкс.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 11 991 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 133 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 217 kopiya

Светлана рассказала, что по образованию она — «технарь» и экономист, муж Виталий занимается наружной рекламой. Туники — прихожане храма святителя Николая Японского и активные волонтеры. Как говорит Виталий, познакомились с настоятелем этой церкви восемь лет назад с добрых дел. Теперь Туники радушно принимают гостей-прихожан по большим праздникам.

И День отца праздновали, и Масленицу, и колядовали в Хотежино. Места у нас много, поэтому друзья из прихода любят приезжать к нам, — добавляет Светлана.

Интересно, что мама Светланы — католик и даже, как рассказала Теофилия Францевна, думала крестить дочь в костеле. Но ближайший к дому закрыли на ремонт. В итоге маленькую Свету крестили в православном храме.

В этом году дата Пасхи совпала. А вообще, для нас нет разницы, чья Пасха, так вышло, что в нашей большой семье есть и католики, и православные. Поэтому праздник всегда один на всех, — говорит мама Светланы.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 59 950 kopiya

Пока хозяйка хлопочет на кухне, спрашиваем, каково это — быть мамой троих сыновей.

Да, непросто. Наверное, потому, что я женщина. Что самое главное? Научить мальчиков видеть цель и доходить до результата, ставить задачи и проверять выполнение, это дисциплинирует. Но при этом дать им немного свободы. Мы не навязываем, потому что у каждого свой характер, каждый из нас отдельная личность со своим миром. Думаю, в этом вопросе родителям важно и самим быть примером, — сказала напоследок С. Туник.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 51 42 026 kopiya

Фото автора