Более трех десятков поправок внесено в Закон «О защите прав потребителей». Что изменится?

В конце декабря вступил в силу обновленный Закон «О защите прав потребителей». Теперь покупатели смогут возвращать продавцу товар надлежащего качества только с упаковкой, урегулирован и порядок реализации товаров (работ, услуг) по подарочным сертификатам. Какие еще изменения и дополнения внесены в законодательство, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал председатель правления ОО «Минское общество потребителей» Ирина Астафьева.

— Ирина Ивановна, насколько важны и своевременны сделанные поправки?

— Безусловно, они важны и своевременны. Закон «О защите прав потребителей» законодатели постарались привести в соответствие с правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членом которого является Беларусь, и иными юридическими актами. Основная задача проекта — способствовать беспрепятственному продвижению товаров на рынок ЕАЭС и тому, чтобы права потребителей в разных субъектах союза были схожи.

Меня лично огорчает только одно: не внесены изменения по защите таких общественных организаций, как наша. Хотя мы на это очень рассчитывали. В отличие от коллег из стран — участниц ЕАЭС нам полагаются лишь 10 % от цены иска (у них гораздо больше), когда выигрываем в суде дело потребителя. Хотелось бы ощущать себя на равных в рамках ЕАЭС, тогда и пользу смогли бы принести более ощутимую, в полной мере способствовали бы развитию экономики. Между тем нагрузка на нас лежит большая — нужно знать и юриспруденцию, и товароведение, и сертификацию, и санитарные нормы.

— Остается надеяться, что содействие вам на законодательном уровне все же будет оказано. Но вернемся к изменениям и дополнениям. Всего их в Закон «О защите прав потребителей» внесено более трех десятков.

— В основном поправки сведены к дополнению закона нормами о регулировании правоотношений в сфере защиты прав потребителей, связанных с маркировкой, качеством, безопасностью товаров (работ, услуг). Так, с учетом предложений потребительского сообщества оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах). В частности, до потребителя должны доводиться сведения о стране происхождения продукции, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают.

Опираясь на международный опыт, мы считаем, что со временем можно было бы эту информацию еще больше конкретизировать, например, где именно расположено фермерское хозяйство и кто фермер. По растительной, мясной, молочной группе товаров очень важно, чтобы потребитель знал, в каком именно регионе продукция выращивается или произрастает.

— Какие еще предложения потребительского сообщества были учтены?

Например, предложения о том, что в маркировке холодильников, стиральных, посудомоечных машин и другой бытовой техники должна содержаться информация о классе энергоэффективности. Это, конечно, очень существенная поправка. Все-таки чрезмерное энергопотребление бьет и по нашему кошельку, и в целом по карману государства. Надеюсь, теперь потреблять электроэнергии будем меньше.

Предусмотрено и право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Например, вы заказали кухню, но вскоре решили повременить с реализацией этой задумки. Здесь что важно: если заказали сегодня, а завтра передумали, то сможете получить обратно практически все свои деньги.

— Немало поправок инициировали и представители бизнес-сообщества…

— Конечно, в законе учтены обоснованные предложения субъектов хозяйствования. Остановлюсь на наиболее существенных из них.

Теперь продавец (изготовитель, поставщик, ремонтная организация) может взыскать расходы за хранение техники с потребителей, которые по истечении двух месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не явятся за товаром без уважительных причин. Так что лучше не тянуть и свою вещь забирать без промедления.

Не спешите избавляться от коробки, в которой находился купленный компьютер или телевизор. Если решите по какой-то причине качественный товар вернуть, продавец примет его только в упаковке, чтобы, понятное дело, затем продать.

Теперь о технике, оказавшейся некачественной. Установлен новый порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заменить или возвратить такую продукцию только в двух случаях: при выявлении существенного недостатка или при нарушении субъектом хозяйствования сроков безвозмездного ремонта.

И еще один важный аспект. С письменного согласия потребителя может быть увеличен срок бесплатного (гарантийного) ремонта техники с 14 до 30 дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости, например в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей, с требованиями об осуществлении ремонта на производственном оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, расположенных удаленно. Из собственного опыта работы знаю, что порой недостаточно и 30 дней, особенно если дело касается ремонта автомобиля. Так что наверняка вас будут убеждать заключить договор на более длительные сроки. Но, соглашаясь, внимательно читайте документ! И вообще, каждому из нас не помешает ознакомиться с принятыми изменениями и дополнениями. Ведь все мы потребители.

Самое читаемое