«Больше и дольше меня никто «Песняров» не снимал». Режиссер Владимир Орлов — о Мулявине и легендарном ВИА

Режиссер Владимир Орлов снимал для белорусского телевидения Владимира Мулявина и ВИА «Песняры» с 70-х годов и сделал несколько кинокартин с участием этих музыкантов. Недавно создал очередной документальный фильм «Песняр. Сердцем и думами». Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с режиссером о новой киноленте.

Знакомство

С Владимиром Мулявиным мы познакомились при странных, немного сюрреалистических обстоятельствах, – начинает рассказ В. Орлов. — Был конец 60-х годов. В Минске появились два не очень одаренных, но нахальных музыканта. Они пригласили меня на свой концерт, видно, с тем, чтобы я снял о них фильм. Встречу назначили в филармонии днем. Пришел, а там ни души. Зашел со служебного входа, они меня встретили и говорят: мол, концерт отменили, и они едут в райцентр выступать. Мы сели в автобус, рядом со мной ехала красивая женщина. Позже выяснилось, что это Лида Кармальская, жена Володи. Также ехала группа музыкантов, аккомпанирующих ей и тем двум артистам. Как только выехали из Минска, пошел дождь и люди в автобусе стали раскрывать зонтики, потому что крыша в некоторых местах протекала. Музыканты об этом знали. У нас с Лидией было сухо над головой. Она открыла сумку, разложила на коленях ссобойку и попросила передать ее мужу, который сидел впереди. Так мы и познакомились с Мулявиным.

Он говорит, что тогда у Владимира не было возможности блистать как музыканту. Когда появился ансамбль «Лявоны», то режиссер стал ходить на их концерты и слушать, как играет и поет Мулявин.

Как-то мы встретились с Володей в Доме офицеров. Он сказал, что они с Лидой едут в Москву на фестиваль и что его заставили переименовать «Лявоны» в «Песняры», — продолжает собеседник. — Это название нашли Валера Яшкин и Леня Тышко в поэме Якуба Коласа. Я долго думал, почему же их заставили переименовать, и додумался. «Лявоны» по-русски «Леньки». А как же ехать в 1970-м в Москву с таким названием, когда СССР руководил Леонид Ильич Брежнев. Володя тогда мне сказал, что ему не нравятся «Песняры» и по возвращении он вернет прежнее название. Он был уверен в этом только по той причине, что они ехали туда как аккомпанирующая группа Лидии Кармальской. Все были уверены, что она займет на конкурсе достойное место. Но Лиду на конкурс не пропустили по анкетным показателям. Там можно было выступать артистам до 35 лет, а ей было где-то 35 лет и 3 месяца. Поэтому выступали на конкурсе хлопцы. Они спели «Ой, рана на Івана», «Касіў Ясь канюшыну», «Рушнікі». И получили вторую премию вместе с Львом Лещенко из рук великого эстрадного деятеля Леонида Утесова. Первое место тогда никому не дали. Они вернулись победителями и со славой. А это была слава «Песняров», и никакого возврата к «Лявонам» быть не могло.

Сотрудничество

В 1971 году В. Орлов снял музыкальный фильм «Песняры». Позже артисты снимались в его ленте «А также цирк», принимали участие в создании других киноработ режиссера.

Мулявин писал мне музыку и напел сам песни для «Комедианта». Помню, голос Володи записывали в помещении в филармонии. Тогда только появились микрофоны, которые позволяли это сделать вне студии. Хотел также заснять весь коллектив, но на съемку пришли только Дайнеко, Кашепаров и Демешко — те, кто в это время не был задействован на репетиции у Володи. Ребята тогда хорошо порезвились перед камерой и предстали в интересных образах, — вспоминает В. Орлов.

По его словам, у «Песняров» был плотный рабочий график — репетиции, концерты, гастроли. Общался он с музыкантами в основном на съемочной площадке.

В кадре «Песняры» работали под фонограмму, а вот за кадром пели вживую и много шутили. Когда они были у меня на съемке, то весь «Беларусьфильм» буквально сбегался в мой второй павильон, чтобы послушать, как они в перерывах поют битловские песни. Их даже называли «белорусские битлы». Народ слушал, аплодировал. Я как-то подошел к Володе и попросил, чтобы музыканты в перерывах не играли. Мне нужна была тишина, чтобы поговорить с операторами, переставить камеру, сменить свет. Он тогда посмотрел на меня просительно-извиняющимся взглядом и сказал: «Володя, пусть играют, лишь бы не пили и не воровали». Пришлось мне смириться, чтобы они просто пели песни на радость благодарным зрителям, — говорит режиссер.

Он отмечает, что производство фильмов очень сжато по времени, поэтому душевных разговоров с музыкантами не заводил.

Друзьями мы с Володей не были. Единственный раз сидели вместе за столом, когда я попытался свести моего друга, композитора Евгения Глебова, с ним. Сотрудничества у них не получилось. Но больше и дольше меня, начиная с 1971-го и заканчивая 2001-м, никто «Песняров» и Мулявина не снимал, — подчеркивает собеседник.

Почтение

Документальный фильм «Песняр. Сердцем и думами» создан в рамках проекта «100 имен Беларуси» студией исторических фильмов «Мастерская Владимира Бокуна». Премьера состоялась в день рождения В. Мулявина, 12 января, в Белгосфилармонии и одном из кинотеатров Минска. На телевидении киноленту покажут в день смерти музыканта, 26 января, на телеканале «Беларусь 3».

В фильме я попытался открыть четыре новые темы: юмор Мулявина, его семейная жизнь, работа в кинематографе и, самое главное, обретение веры и приход к Господу за 13 месяцев до отлета в небытие. Об этом я узнал лет 7-8 назад от протодиакона Андрея Скробота. Мне показалось это важным и новым штрихом к портрету такого замечательного, возможно, на грани гениальности, человека. Столько, сколько он сделал для популяризации белорусских песен, сделали, наверное, только Ширма и Цитович, — говорит В. Орлов.

Документальная лента состоит из воспоминаний людей, которые знали Мулявина, а также материалов из его домашнего архива и архива самого режиссера, которые раньше никто не видел. Звучат и неизвестные широкой аудитории композиции в исполнении артиста. Откровенное интервью дает дочь Марина Мулявина. О творческих взаимоотношениях и профессиональном кризисе рассказывают участники «золотого» и последующих составов «Песняров». Также своими воспоминаниями о Мулявине делятся режиссер Борис Луценко, художник Георгий Поплавский, поэт Валентин Тарас, композитор Игорь Лученок. О духовных поисках музыканта повествует регент Жировицкой духовной семинарии отец Андрей, который не раз беседовал с ним. Любопытно, что в качестве слушателя выступает певец Петр Елфимов. Он пришел в ансамбль «Песняры» в 2003-м, когда Мулявина не стало, но проработал в коллективе меньше года.

По словам режиссера, лично для него интервью героев фильма откровением не стали.

В моей книге «Магия многоцветного экрана» много посвящено истории, анализу развала «Песняров», поэтому особых откровений не было. Какие-то шутки Мулявина, возможно, услышал впервые. Но они еще будут всплывать. Но в целом, думаю, наш фильм на время закроет тему «Песняров»: уже все сказано, — подчеркивает В. Орлов.

На вопрос, что думает о коллективах, которые продолжают дело Мулявина, он ответил так:

В фильме его дочь Марина отметила, что после Купалы никто не стал Купалой и после Мулявина никто не стал Мулявиным. То, что сейчас делают все «Песняры», — а я когда-то посчитал, что их было 5 коллективов, но Кашепаров поправил и сказал, что 6, — так вот, все это выглядит, словно человек пообедал и на столе остались крошки, которые они и делят. Некоторые ансамбли в Минске даже не показываются — это не мулявинские, не столичный уровень. Но они скромно шустрят по районным домам культуры, по санаториям, по Украине. Я за этим уже не слежу, неинтересно. Очевидно, что все они живут наследием Мулявина.

 

 

ТОП-3 О МИНСКЕ