Большой театр Беларуси готовит премьеру оперы «Сельская честь». Репортаж с репетиции

Большой театр Беларуси в третий раз обратился к опере Пьетро Масканьи «Сельская честь». Предыдущие постановки на белорусской сцене состоялись в 1996-м и 2007-м. Нынешняя премьера намечена на 30 апреля. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала на репетиции.

Режиссер спектакля — главный режиссер Большого театра Михаил Панджавидзе — утверждает, что в этой драме кровавых страстей нет ни виноватых, ни правых. В «Сельской чести» понятие «честь» каждый трактует по-своему. Здесь любовь очень близко подходит к ненависти, и все главные персонажи так или иначе предают друг друга.

«Сельская честь» была написана Пьетро Масканьи в 1890 году. Она представляет собой образец оперы в стиле веризм, от слова vero, что означает «истинный», «подлинный», «правдивый». И хотя мы перенесли действие из XIX века в 1920-е, дух веризма сохранен. Это подлинные чувства реальных людей, — поясняет Михаил Панджавидзе и приглашает на рояльную репетицию.

В репетиционном зале одних только действующих лиц более полусотни. Это хор и солисты — Нина Шарубина, Станислав Трифонов и Марина Аксенцова.

Послушайте, как мы будем сейчас работать, — режиссер обращается к хору. — Басы и баритоны выходят из левой кулисы, тенора — из правой. Не забывайте, что вы — сицилийская мафия.

Режиссер «шепчется» с хором и даже рисует на листе бумаги «шаги» — проходы по сцене.

В опере «Сельская честь» хору отводится огромное значение. Хормейстер-постановщик спектакля Нина Ломанович говорит, что и хоровой пролог, и пасхальное богослужение, и вечернее празднество — все это требует от артистов большой эмоциональной наполненности и профессионального мастерства.

На репетиционной сцене нет декораций, так что все нужно мысленно представить: звон бубенчиков, щелканье бича. Это приехал возчик Альфио. Он радуется встрече с любимой женой Лолой и еще не знает, что та спуталась с молодым солдатом Туридду. Его на рассвете видели под окном Лолы. Начинается пасхальная служба. К хору верующих присоединяется с молитвой Сантуцца — невеста Туридду. Она грустна. Увы, счастье прошло мимо: возлюбленный бросил ее, увлекшись Лолой. Жители небольшого селения все знают и подсматривают за участниками неизбежной трагической развязки…

Режиссер хочет, чтобы у каждого артиста хора на сцене был собственный микросюжет, чтобы сцена дышала той подлинностью, которую в нее заложил автор изумительной по красоте музыки.

Михаил Панджавидзе уже знает, кого выставит на первый премьерный показ 30 апреля. Партию Сантуццы будет петь Нина Шарубина, Туридду сыграет Сергей Франковский, Альфио — Владимир Петров. Все трое –народные артисты Беларуси.

Фото Сергея Лукашова

 

Самое читаемое