Большой театр открыл все двери в честь своего дня рождения

Большой театр оперы и балета в свой день рождения — 25 мая — распахнул все двери для посетителей, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Для поклонников оперного и балетного искусства сегодня преград, можно сказать, не существует. Им показывают все: и зрительскую зону, и закулисье. Они взлетают на лифтах вверх, на колосники, и опускаются в оркестровую яму. Смотрят, как гримируют артистов, и берут интервью у главного режиссера Михаила Панджавидзе, главного дирижера Виктора Плоскины, художественного руководителя балета Юрия Трояна — короче, у первых лиц Большого театра.

_MG_0526 copy

Что это такое, спросите вы. Отвечаем: день открытых дверей, которым театр вот уже второй раз отмечает свой день своего рождения.

Ровно в полдень в вестибюле Большого запели фанфары — зазвучал фрагмент из балета «Лебединое озеро», за которым последовало официальное приглашение в гости. Тут же экскурсанты стали собираться в группы. Две недели назад из-за огромного интереса к мероприятию, такого, что телефоны в театре звонили, не переставая, было решено прекратить запись на экскурсии. Но…

Сегодня мы примем всех, в том числе тех, кто не смог записаться, — сказал, выступая перед группой журналистов, из которых также сформировали экскурсионную группу, генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко.

_MG_0499 copy

Он отметил, что в прошлом году день открытых дверей имел огромный успех. Нынче — еще больший.

На день открытых дверей зарегистрировались зрители со всей страны, автобусы продолжают прибывать. Предварительная цифра — около трех тысяч человек. В театре с ними работает 21 экскурсовод из четырех театральных отделов и служб, — статистик из гендиректора получился превосходный. — Мероприятие завершится в шестом часу вечера. А в 19.00 ждем еще 1.100 зрителей, купивших билеты на оперу «Кармен». Кстати, именно этой оперой наш театр открыл свой первый сезон 83 года назад.

До конца нынешнего театрального сезона осталось чуть более месяца. Владимир Гридюшко напомнил, что с 11 по 18 июня на сцене Большого театра Беларуси в третий раз пройдет международный фестиваль «Балетное лето в Большом», причем откроется он премьерой балета Полада Бюльбюль-оглы «Любовь и смерть» в постановке молодого белорусского хореографа Ольги Костель. С 24 по 26 июня пройдут «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» в Несвиже.

_MG_9927 copy

Возвращаясь к сегодняшним дням открытых дверей, скажу так: специально закулисье к наплыву экскурсантов мы не готовили. Пусть люди увидят, как театр работает, наш обычный трудовой день. Изнанка спектаклей покрыта кровавым потом, успех достается напряженным и упорным трудом, — добавил В. Гридюшко.

И действительно, Большой жил в своем режиме. На Малой сцене шла репетиция балета «Витовт», затем на нее вышли участники премьерного балета «Любовь и смерть». В репетиционном зале повторяли свои па балерины из балета «Семь красавиц».

_MG_9857 copy

В хоровом классе ансамбль солистов исполнил для нас фрагмент из «Времен года» Антонио Вивальди. Флейта, контрабас и скрипка звучали в унисон с мелким дождиком за окном.

Попали мы и на мастер-класс солистки Большого театра, педагога Татьяны Третьяк. Конечно, за 15 минут раскрыть физику и механику извлечения звука очень трудно, но Третьяк сказала нам главное:

Когда поете, настраивайтесь на радость. Вы должны создать приподнятое настроение у публики и сами получить капельку счастья… А сейчас начнем упражнение.

— Е-е-е-е-е… — пела гамму, забирая все выше и выше, ученица педагога Сашенька.

Может, кто-то из журналистов хочет попробовать себя?

Самой смелой оказалась журналист «Комсомольской правды». Ей объяснили, как сделать так, чтобы во время пения дыхание шло наружу.

_MG_0026 copy

А вот участникам Детского музыкального театра-студии, который входит в состав Большого, ничего объяснять не нужно — эти театральные дети работают профессионально. В данном случае они пели в фойе второго этажа. Студия — уникальное явление для театров мира. Юные артисты здесь и искусству учатся, и играют на сцене. Они заняты в операх «Пиковая дама», «Волшебная флейта», «Кармен», «Турандот», «Макбет», «Доктор Айболит»…

Это их первое выступление в день открытых дверей, — сказала заместитель генерального директора Светлана Казюлина. — Сегодня мы покажем в фойе сцены из детских спектаклей-сказок, проведем викторины.

_MG_9952 copy

Надо честно признать, что к этому времени мы с фотокорреспондентом Тамарой Хамицевич отстали от группы. Куда ушли журналисты, влекомые экскурсоводом — начальником службы информации и рекламы театра Татьяной Александровой, бог весть. Большой театр — он и вправду большой. Эта грандиозная структура опутана в рабочей части лабиринтом коридоров, лестниц, по которым сейчас шастали сотни экскурсантов со своими провожатыми. Пришлось просить Светлану Казюлину проводить нас хотя бы к гримерам. Мы шли по закулисью, и Светлана Дмитриевна то и дело получала поздравления с днем рождения театра и сама поздравляла сотрудников театра.

(Замечу в скобках: в театре работает около 1.000 человек. Первыми на работу приходят… Кто? Уборщики! Их трудовой день начинается в 5 утра. И вот теперь, рыская по закоулкам, мы увидели, насколько ухожено это здание. Ни в одном проходе, ни в одном помещении нет ни пылинки. Если же открыть еще одни скобки и раскрыть еще одну семейную тайну, то вот она: здесь всегда все здороваются со всеми! Несмотря на то что не все и не всегда знакомы. Деревенская, она же театральная традиция.)

У гримеров в это время певица Наталья Акинина входила в образ Лягушки из оперы «Терем-теремок». Еще мы познакомились с постижером Кристиной, которая готовила парики к опере «Аида», и… отправились на склад бутафории. Боже мой: вазы из папье-маше, виноград из резины… Нас попросили не трогать гигантскую бутылку шампанского из оперы «Паяцы»: вина там нет, но бутылка заряжена и может выстрелить…

Одним из самых интересных оказался разговор с начальником службы эксплуатации сцены Геннадием Ренейским. Из него мы узнали, что сцена состоит из 21 площадки, каждая из которых может подниматься и опускаться, что в управлении движением участвуют 7 компьютеров, что в службе работают 11 человек — 8 инженеров-механиков и 3 специалиста по электронике… А потом Геннадий Адамович повел нас на тот этаж, где находится основание люстры большого зрительного зала. Чтобы вы понимали: мы ходили по потолку и осматривали тросы, на которых эта самая полуторатонная люстра держится.

Удалось также побродить по улочкам Севильи, где пару часов спустя начнется история с Кармен. В общем, чудес повидали немало. Можно определенно сказать одно: Большой театр по другую сторону занавеса не менее интереснен, чем тот, который мы, зрители, видим во время спектакля.

Спасибо, Большой, за увлекательное путешествие по твоим потайным комнатам. И с днем рождения!

_MG_9877 copy

_MG_9880 copy

_MG_9952 copy

_MG_9958 copy

_MG_9983 copy

_MG_9991 copy

 Фото Тамары Хамицевич

 

Самое читаемое