Большой театр показал свой закулисный мир детям
Интерактивная экскурсия с участием 65 юных участников ансамбля «Ровесник» состоялась в рамках проекта «Большой театр – детям», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Как сказала начальник отдела гастрольной и культурно-презентационной деятельности Большого театра Беларуси Валентина Можаровская, экскурсии по фойе, зрительному залу и некоторым театральным цехам проводились для детей и раньше. Отныне они включают в себя также посещение Камерного зала имени Л.П. Александровской, где предлагается ряд интерактивных мини-мероприятий: концерт, загадки, викторины…
21 октября новую форму работы Большого театра «опробовали» ребята из заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь – ансамбля танца «Ровесник» Республиканского Дворца культуры профсоюзов, мальчики и девочки 7–9 лет.
– Добрый день, дорогие гости, – приветствовали их ведущие специалисты отдела гастрольной и культурно-презентационной деятельности Ирина Ерош, Марианна Лукша, Ольга Цвирко и Светлана Конюк.
«Ровесников» разделили на четыре группы, попросили отключить звук в мобильных телефонах – как-никак в театре рабочий день в разгаре. Предложили не отлучаться от своей группы: Большой огромный, заблудиться в его коридорах проще простого. Впрочем, такая просьба была излишней: на экскурсию пришли крайне организованные, серьезные люди, которые занимаются танцами с трех лет и хорошо знают, что такое дисциплина.
Но Большой есть Большой. Глаза детей заблестели, захотелось поделиться эмоциями с друзьями. Мы увязались с группой, которую вела Ольга Цвирко. Ребята узнали, что театр имеет 18 этажей, семь из которых находятся под землей, что здесь работают более 1 100 человек, что под главной сценой находится огромный трюм, из которого в нужный момент могут выдвинуться «на поверхность» два десятка специальных платформ с артистами и реквизитом…
Экскурсия проходила в середине дня, до спектакля было еще пять часов, поэтому мы с легкостью прошли на саму сцену, отделенную от зрительного зала противопожарным занавесом.
– Здесь стоят декорации для вечернего спектакля. Даем оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», – пояснила Ольга Цвирко.
Декорации были созданы в 1950-х годах, это самая старая «одежда сцены». К слову, ни один ребенок не стал ее теребить – воспитанные люди так ведь не поступают.
Юных танцоров заинтересовало, чем отличается балетный пол от оперного. Оказалось, накануне балета сцену укрывают специальным линолеумом, на котором невозможно поскользнуться, зато прыгать становится легче. Затем гости прошли в «карман» – специальное помещение сбоку от сцены – и увидели творческий беспорядок, который на самом деле строго продуман: каждая вещь на своем месте.
Вместе с детьми в экскурсии участвовали два педагога и несколько родителей. Когда мы переходили из одного помещения в другое, Елена Шабан, мама Саши выразила восхищение проектом «Большой театр – детям»:
– Это ведь не только увлекательное путешествие в закулисный мир, но и знакомство с изнанкой артистической жизни. Такое знакомство многое может сказать юному человеку, мечтающему о сцене. Мы почувствовали дыхание театра. Когда приходишь на спектакль, чувства в зрительном зале совсем другие.
Повезло: в репетиционном зале попали на прогон балета Полада Бюльбюль оглы «Любовь и смерть», показ которого состоится 22 октября. Репетицию вели народные артисты Беларуси Игорь Артамонов и Татьяна Ершова. Юные экскурсанты как завороженные смотрели и сравнивали, наблюдали и делали выводы.
Но вот где им удалось расслабиться, так это в костюмерных!
– Дима, покажи зубы!
– Улыбнись пошире – тебя снимают!
Дима улыбался и «показывал зубы» – ведь в этот момент он, надевший шляпу-реквизит из балета Петра Чайковского «Щелкунчик», чувствовал себя настоящим Королем мышей!
Вместе с ребятами мы ходили по цехам и залам, и нам рассказывали многолетнюю историю белорусского Большого, показывали старые афиши, мастера бутафории демонстрировали свое мастерство и делились тонкостями создания реквизита и сценического грима. Запомнилась история про пятый этаж: после войны здесь были комнатушки, в которых жили артисты, – квартир в Минске было мало, город лежал в руинах. В коридорах витал запах жареной картошки: театральные сотрудники неделями не выходили из здания, работали здесь, спали, готовили пищу. Одна из них, Бася Карпилова, нашла на Червенском рынке козу и привела ее сюда, на пятый этаж. Коза оказалась артисткой и талантливо сыграла сама себя в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда».
Финальным аккордом экскурсии стали события, которые развернулись в Камерном зале имени Л.П. Александровской. Здесь все четыре группы юных экскурсантов соединились и… произошло чудо. С Олимпа в зал спустились муза комедии и муза трагедии. Они были поражены тому, что на все их поэтические загадки ребята мгновенно давали правильный ответ. Поняв, что столкнулись с людьми продвинутыми и эрудированными, музы сменили тактику и устроили конкурс скороговорок. Доброе имя «Ровесника» защитили Маша, Арианна, Лёва и Арина: они рассказали и про Карла, который украл кораллы, и про сорок сорок, которые воровали коров. В итоге все участники интерактива получили подарки – номера детских журналов «Незнайка» и «Тридевятое царство», а наиболее отличившимся достались сувениры от сети супермаркетов для детей.
А чудеса не иссякали. Михаил Константинов, музыкант симфонического оркестра Большого театра, магистр ударных наук, как представили его музы, сыграл перед школьниками на бокалах, наполненных водой, фрагменты из известных произведений. Школьникам нужно было отгадать, что за музыка звучит. Поразительно, но они быстро и правильно назвали фортепианную пьесу Людвига ван Бетховена «К Элизе» и «Танец маленьких лебедей» из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». Немного запнулись на куплетах Эскамильо из оперы Жоржа Бизе «Кармен».
Когда музыкант достал самую обыкновенную пилу и пила запела…
– Это наша белорусская «Купалинка»! – закричали дети.
– Стой, стрелять буду! – на импровизированную сцену ворвался Сыщик (Александр Жуков), и все присутствовавшие поняли, что теперь они попали в сказочную страну Глупландию из оперы Марка Минкова «Волшебная музыка».
С Сыщиком быстро разобралась Принцесса (Анна Гурьева), и он слезно попросил ничего не рассказывать папе-королю. Музыканты Дзинь (Елена Бунделева) и Бом (Елена Таболич) вернули зал в чувство и «привели» зрителей из Глупландии в Царство музыки. Артисты пригласили детей на очередной показ оперы «Волшебная музыка», который пройдет в Большом 12 ноября.
Казалось бы, столь необычная, яркая, веселая экскурсия завершена. Но нет, детей напоследок пригласили в главный зрительный зал театра, чтобы они еще раз вдохнули запах кулис, полюбовались на люстру-гигант, заглянули в оркестровую яму…
– Мы очень обрадовались, когда белорусский Большой предложил нашему ансамблю поучаствовать в новой версии экскурсии по театру, – сказала художественный руководитель ансамбля танца «Ровесник», заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Татьяна Семченко. – У нас занимаются более 500 ребят, сюда смогли прийти только 65 человек, причем для этого пришлось отменить репетиции ансамбля. Нам такая насыщенная и грамотная экскурсия нужна. Сегодня я говорила своим юным танцовщикам: мы с вами – любители, а в театре, как вы убедились, работают профессионалы. Хотите ими стать – постигайте мастерство дальше, в хореографических колледжах. Нужно показывать детям перспективу, давать установку и мотивацию. Думаю, из сегодняшнего посещения Большого театра наши дети многое вынесли.
Улыбнувшись, она напомнила: в 2009 году «Ровесник» участвовал в концерте, посвященном открытию после реставрации обновленного Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
…Гости ушли, а мы еще немного задержались, комментируя событие.
Вот так происходит посвящение в зрители – незаметно, ненавязчиво, через образовательные программы, которые воспринимаются юными друзьями театра просто как игра, увлекательное путешествие в закулисный мир, в то театральное зазеркалье, которое и удивляет, и восхищает.
– Проект «Большой театр – детям» стартовал три года назад и вначале носил экспериментальный характер, – отметила заместитель генерального директора театра Светлана Казюлина. – Развивая репертуар, активно включившись в международные проекты, занимаясь гастрольной деятельностью и многим другим, театр все время думает о своем будущем. Понимаем: подростки должны приходить в Большой театр как в свой дом, и делаем все, чтобы им было здесь хорошо, комфортно, интересно. Поэтому от эксперимента мы перешли к постоянным мероприятиям. Совершенствуем их, ищем новые формы, форматы и решения.
Остается добавить, что экскурсии по театру проходят едва ли не каждый день, причем проводят их и для детей, и для взрослых. В экскурсию включены встречи с творческими людьми и посещение некоторых цехов, знакомство с историей белорусского Большого, рассказ о театральных профессиях, фотосессии. Мероприятие имеет платную основу и делается по предварительной записи.
Фото Сергея Пожоги