Борьба с дифтерией, первый советский грузовик и самоубийство Шпаликова. Этот день в истории: 1 ноября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 1 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1889 год. На воду спущен крейсер «Варяг», ставший легендой русского флота
Этот крейсер построили на судостроительной верфи в США по заказу Российской империи. Его оснастили мощным пушечным и торпедным вооружением, а также паровыми котлами новейшей модификации. Среди других новшеств — электричество, телефон и радиостанция.
В 1901 г. «Варяг» отправили на Дальний Восток для усиления русской эскадры Тихого океана.
Ночью 9 февраля 1904 г. «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» были блокированы японскими судами. Завязался неравный и жестокий бой. Несмотря на шквальный огонь противника и огромные разрушения, «Варяг» прицельно огрызался из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец». Первое и последнее сражение крейсера продолжалось менее часа. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на «Варяге» были по возможности уничтожены, а сам корабль затоплен. «Кореец» был взорван экипажем.
В том же году австрийский поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение Der Warjag, посвященное героическому сражению в бухте Чемульпо. Вскоре оно было переведено на русский язык, а музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев положил эти стихи на музыку — так появилась известная песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
1894 год. В Ливадии умирает российский император Александр III
За поддержку общего европейского мира он был прозван Миротворцем: в годы его царствования Россия не участвовала ни в одном значимом военном конфликте. При этом широко известны слова императора, сказанные своим министрам: «У России есть только два союзника — ее армия и флот». Эти слова высечены на постаменте памятника Александру III в Ялте, торжественно открытом 18 ноября 2017 г. при участии президента России Владимира Путина.
При Александре III Россия достигла высокой степени могущества и получила решающий голос во всех делах, европейских и азиатских. Так оценивали деятельность этого царя до революции. После нее оценки стали резко негативными.
В своих воспоминаниях Александр Бенуа отмечал, что Александр III «был крепок, он умел держать и сдерживать», и «проживи он еще несколько лет, сумел бы, вероятно, провести свой корабль между вновь возникшими опасностями, действуя своим авторитетом, престижем. Но рок готовил России, Европе, миру иное — и этот тяжелый рок стал выявляться с момента, когда мощную, богатырскую его фигуру, его гранитную надежность сменила личность его сына. Николай II был «милым человеком», но и слишком обыденным, полным добрых намерений, но лишенным способности их проводить в жизнь…».
Судьба отпустила Александру III всего 50 лет. Но его пребывание на этой земле могло быть еще более коротким. В октябре 1888 г. во время одной из поездок по стране императорский поезд сошел с рельс. Крыша вагона, в котором находилась царская семья, начала проваливаться. Александр III, обладавший необычайной физической силой, принял на свои плечи падающую крышу и держал ее до тех пор, пока его жена и дети не выбрались живыми и невредимыми из-под обломков, после чего и сам сумел покинуть опасное место.
1894 год. В Париже французский микробиолог Эмиль Ру объявляет о создании антидифтерийной сыворотки
Дифтерия была известна уже со времен Гиппократа. Как только не называли эту болезнь врачи — египетская болезнь, чумная язва глотки, петля удавленника, болезнь дыхательной трубки, сицилианская язва… Дифтерия долгое время была одной из самых опасных детских болезней: в XIX веке детская смертность от дифтерии составляла от 70 до 100 %. Только в Европе каждый год дифтерия уносила тысячи детских жизней, и врачи были совершенно бессильны.
Микробиолог Пьер Эмиль Ру (1853–1933 гг.) был учеником Пастера. Сначала Ру доказал, что бактерии, вызывающие дифтерию, выделяют в кровь токсин, который и приводит больного к смерти. Именно Ру сумел выделить этот токсин и впрыскиванием его морской свинке получить тот же эффект, что и от дифтерийной палочки. Затем совместно с немецким микробиологом Эмилем Берингом он обнаружил, что кровь животных, переболевших дифтерией, содержит в себе антитоксины.
Из этой крови Пьер Ру получил сыворотку для вакцинации. Сначала ученые экспериментировали на морских свинках и лошадях. При этом выяснили, что не только больные животные выздоравливают, но никогда не болевшие привитые животные получают иммунитет и становятся не подвержены губительной болезни.
26 декабря 1891 г. Эмиль фон Беринг спас жизнь больному ребенку, сделав ему первую прививку от дифтерии. В дальнейшем Берингу помог его коллега и друг Пауль Эрлих: он сумел наладить масштабное производство сыворотки, рассчитать правильные дозировки и повысить эффективность вакцины.
В 1894 г. усовершенствованная сыворотка была успешно опробована на 220 больных детях. Благодаря вакцинации смертность от дифтерии снизилась до 1 %.
В 1901 г. Берингу была присуждена первая Нобелевская премия в области физиологии и медицины. А вот Пьер Ру «нобелевку» не получил. Это не вполне справедливо, о чем сам Беринг и сказал в Нобелевской лекции. Парижская академия поступила объективнее: премию за открытие способа лечения дифтерии она поделила между Берингом и Ру, который еще 1 ноября 1894 г. объявил о создании антидифтерийной сыворотки.
Но главной наградой для Ру стало спасение тысяч детских жизней по всему миру: благодаря его открытию, эпидемия дифтерии была побеждена.
1924 год. Из сборочного цеха московского автозавода (будущий ЗИС и ЗИЛ) выходит первый в СССР автомобиль, собранный полностью из отечественных материалов, — грузовик АМО-Ф-15
Прототипом первого советского грузовика стал итальянский Fiat-15-Ter, который заводу уже приходилось производить.
Покрашенные в ярко-красный цвет, первые десять АМО-Ф-15 подоспели к годовщине Октября и проехали 7 ноября по главной площади страны на праздничном параде.
В августе 1925-го стартовал Всесоюзный испытательный пробег. Грузовикам был уготован маршрут Ленинград — Москва — Курск — Москва, более 1 600 километров пути, как нормальных асфальтовых дорог, так и суровых грунтовок. В деле были и представители зарубежных фирм, пригнавшие свои машины, — желающих войти на советский рынок в Европе было немало. По результатам пробега АМО-Ф-15 смотрелся вполне на уровне иностранных конкурентов — серьезное достижение для страны, только что прошедшей тяжелейший период в своей истории.
Конечно, скопированный с далеко не нового «итальянца» АМО-Ф-15 не мог похвастать выдающимися характеристиками или новизной конструкторских решений. Но для народного хозяйства вполне годился.
35-сильный двигатель разгонял машину до 50 километров в час — большего при тогдашних дорогах и не надо было. Кушал 28 литров бензина на сотню — что, по меркам двадцатых, было совсем неплохо.
Машина продержалась на конвейере с 1924 по 1931 г. — за это время успели собрать 6 383 АМО-Ф-15. При этом автомобили активно модернизировали. Так, грузовики 1924–1926 годов можно условно назвать первой серией. Их было выпущено 446 экземпляров. В 1927-1928 гг. появились автомобили второй серии, которых было 750 штук, а в 1928–1931 гг. с конвейера (кстати, первого в СССР конвейера) сошли 5 187 машин третьей серии. На грузовиках последней серии наконец установили более емкий аккумулятор, электростартер и электрический звуковой сигнал, но при этом вернулись к подаче топлива в карбюратор самотеком, как это было в машинах первой серии — вакуумный бензонасос оказался малонадежным.
На базе АМО-Ф-15 строили не только грузовики, но и пассажирские автобусы, почтовые автомобили, фургоны для перевозки денег, автомобили скорой помощи и пожарной службы. Изготовили даже девять штабных автомобилей для армии — быстро перевозить командиров. Шасси АМО-Ф-15 вошло в основу бронеавтомобиля БА-27, а многие его детали использовались при создании первого серийного советского танка Т-18 (МС-1).
1974 год. В возрасте 37 лет кончает жизнь самоубийством талантливый поэт и сценарист Геннадий Шпаликов
Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Все прощание — в одиночку,
Напоследок — не верещать.
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать.
Фильмы по его сценариям давно стали культовыми, им подражало и продолжает подражать не одно поколение кинематографистов. Один из таких фильмов — лирическая комедия «Я шагаю по Москве», вышедшая на экраны в 1964 г. Песня, которая звучит в этой ленте, также принадлежит перу Шпаликова.
Бывает все на свете хорошо, —
В чем дело, сразу не поймешь, —
А просто летний дождь прошел,
Нормальный летний дождь.
Мелькнет в толпе знакомое лицо,
Веселые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
А в них блестит Садовое кольцо,
И летняя гроза.
А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти еще смогу
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу.
Над лодкой белый парус распущу,
Пока не знаю, с кем,
Но если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве.
К сожалению, очень часто случается так, что талантливейшие поэты получают признание только после своей смерти. В какой-то степени это относится и к Шпаликову, который во многом опережал свое время. В народе песни на его стихи были невероятно популярны, но не все его творческие идеи встречали понимание и одобрение. Так случилось с первым фильмом, над сценарием которого работал Шпаликов. Режиссер Марлен Хуциев предложил поэту стать соавтором сценария, когда он еще был студентом сценарного факультета ВГИКа.
Благодаря Шпаликову в фильме появились живые диалоги, передающие неподдельные чувства молодежи 1960-х, главных героев «Заставы Ильича» и ровесников поэта. Фильм получился лиричным и светлым, но Хрущеву он показался идеологически вредным: «Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают. Они показаны так, что не знают, как им жить, к чему стремиться».
А Шпаликов и сам был таким же — ищущим, сомневающимся, не знающим «как жить и к чему стремиться», часто без цели «шлялся по городу» с котом за пазухой.
Так же себя вели и герои следующего фильма, снятого по его сценарию, — «Я шагаю по Москве». Когда Шпаликов принес свой новый сценарий режиссеру Георгию Данелии, с котом за пазухой и бутылкой шампанского в авоське, там была всего одна сцена, позже ставшая самой узнаваемой в этом фильме: «Так. Двое. Она идет по улице, он едет на велосипеде. Идет дождь, а она… она без зонтика. А он едет на велосипеде… и достает зонтик. А она… она уворачивается, а он… все равно едет за ней с зонтиком». Вот так позже и родился легендарный фильм — просто из беззаботного настроения, из одной поэтичной сцены. Наверное, Шпаликов всегда оставался в первую очередь поэтом, и его сценарии, как и фильмы, по ним снятые, были очень лиричны. Данелия говорил: «Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова — фильма бы не было».
Многие сценарии Шпаликова так и не нашли своего воплощения в кино. Единственным фильмом, в котором он выступил не только как сценарист, но и как режиссер, была картина «Долгая счастливая жизнь».
Жизнь самого Шпаликова не была ни долгой, ни счастливой. В первый день ноября 1974 г. его нашли повешенным.
Я дошел до ручки,
Да, теперь хана.
День после получки,
Денег — ни хрена.
Что сегодня? Пятница?
Или же четверг?
Пьяница, ты пьяница,
Пропащий человек.
Одни считали, что поэта погубил диктат чиновников и развернувшаяся в 1970-х борьба со свободомыслием, другие были убеждены, что Шпаликов загубил себя сам, не справившись с алкогольной зависимостью.