В моей квартире в лучшей вазе стоят розы из гофрированной цветной бумаги, похожие на метелочки для смахивания пыли. Да, собственно, и функция их похожа – пылесборник. Выбросить это произведение искусства нельзя – оно итог работы внучки-школьницы на уроке труда.
Чем дальше движется прогресс, тем острее я чувствую себя связующим звеном между двумя эпохами. Потому что умею жать, косить, сажать под лопату и под плуг картошку, а потом окучивать ее тяпкой. И копать тем же способом. Умею доить корову, прясть лен и шерсть, колотить вальком и катать на скалке для гладкости белье, раздувать чугунный утюг на углях и даже молотить цепом… Я смогла наглядно показать внучке, для чего необходима стиральная доска, объяснить принцип работы фотоувеличителя, пишущей машинки, маслобойки. И подобными мне движет не ностальгия об ушедшей эпохе, не тоска по устаревшим технологиям, а желание обезопасить молодых от непредвиденных ситуаций, научить их выживать в любых обстоятельствах. Ведь у всего нашего поколения военных детей кроме острого желания «только не было б войны (урагана, землетрясения, наводнения)» живет страх «если вдруг что – останутся голыми и босыми, не умея ткать, тачать сапоги, плести лапти, мастерить туеса из коры и ведра из клепок, установить и растопить буржуйку». Как видим, опасения не напрасны, многострадальный Донбасс тому подтверждение.
Потому с ранней весны суббота в нашей семье – день дачный. Едва научившись ходить, внучка уже устраивала в канавку на грядке фасолины, укладывала в ямку, непременно росточком вверх, картофелины, выдергивала, обязательно с корешками, лебеду и пырей. Теперь уже сильная тринадцатилетняя девушка исполняет в нашей женской семье роль главного землекопа, пильщика дров и истопника. Мы с дочерью научили ее жать серпом, надраивать сосновыми ветками до желтизны некрашеные полы, белить печку, красить оконные рамы, обрезать деревья и кусты, попутно заготавливая хворост для камина. А уж подбор цветочной гаммы для клумб, фигурная стрижка травы или раскраска беленой печки для девочки с художественными задатками – одно наслаждение.
Как вы понимаете, я в своих взглядах на воспитание не одинока. Далеко не все родители лайдаки и пропойцы, чтобы не доверить им детей в выходной день. Уверена, что имеющим торговый бизнес подростки помогают сортировать товары, ремесленники по субботам преподают внукам уроки мастерства, с мамой в выходной день можно кроить платья, лепить вареники, с бабушкой сходить в церковь, с дедом порыбачить. Не передать степень моего восхищения, когда вижу в телесюжетах еще даже не отрока, а мальчика Колю Лукашенко, идущего за отцом в ряду косарей и кладущего ровный и широкий, достойный взрослого мужика прокос. Уверена, что он умеет и высушить это сено, и уложить его плотно сбитыми, чтобы не промокло, пластами в стожок, и запрячь в телегу лошадь, и сделать множество других, казалось бы необязательных для городского ребенка, дел. Может быть, все это и не пригодится нынешним деткам в дальнейшей жизни, но как важно не прервать не только связующую человечество нить жизни, но и сохранить знания, навыки, умения предыдущих поколений. Наверное, этим было продиктовано пожелание Президента занять детей в школах по субботам трудом и физкультурой. Но кажется мне, что прежде чем кидаться немедленно и беспрекословно отнимать у семьи их благословенную для общения, совместных обедов, работ, разговоров субботу, необходимо сильно подумать, чем это все будет заменено. Иначе опасаюсь, что вместо выращенных внучкой кабачков и живых букетов наша квартира наполнится новыми лохматыми, пыльными, никому не нужными бумажными розами.