Несколько месяцев назад я была в деревне Лысая Гора, где расположено подворье Свято-Елизаветинского монастыря. Там живут и трудятся 160 мужчин: многие из них имеют несколько судимостей, почти все – алкогольную или наркотическую зависимость. Встреться с большинством из них где-то один на один, наверняка предпочла бы обойти стороной, чтобы не нарываться на неприятности. А здесь, на монастырском подворье, они не пугали, откровенно отвечали на вопросы, трезво, не щадя, оценивали себя.
Многие ли из них после пребывания здесь исправляются, становятся на путь истинный? Статистики такой не ведется. Но примеры того, как некоторые из братьев возвращаются к нормальной жизни, создают семьи, есть. Дело в данном случае не в показателях эффективности духовного воспитания и трудотерапии. Дело, на мой взгляд, прежде всего в примере сотрудничества, казалось бы, очень разных по образу жизни и жизненным приоритетам людей.
На монастырском подворье острее осознаешь: основа здорового общества – не только конкуренция, но прежде всего сотрудничество.
Хотя конкуренция, безусловно, нужна для развития любого общества. Но все-таки всегда есть те, кто ее не выдерживает, оступается, падает. В здоровом обществе им подставляют плечо, и от этого в конце концов выигрывают все. Если же человек остается один на один со своими проблемами, вероятность того, что он выплывет, снижается.
Конечно, у нас есть общественные организации, гражданские инициативы. И все-таки в обыденной жизни примеры сотрудничества, поддержки в кризисной ситуации, на мой взгляд, стали скорее исключением, чем правилом. Потому, наверное, люди сегодня зачастую в таких случаях и обращаются к Богу: уповать на иную помощь не приходится. Накопленный религиозными организациями опыт братолюбия оказывается очень востребованным в непростой переходный период, когда все силы большинства граждан уходят на выживание. На любовь к ближним их попросту не остается…
Для кого-то живущие на подворье Свято-Елизаветинского монастыря – просто человеческий шлак, балласт, не представляющий никакой ценности. Для монахинь же это прежде всего братья. Они судят и оценивают их с непривычных для многих из нас позиций.
– Трудно сказать, смогла ли бы я на месте многих из них сделать усилие над собой и попытаться начать новую жизнь, – призналась сестра Ирина. – У наших братьев можно поучиться и смирению, и терпению, и умению прощать. В основном все они – хорошие, глубокие люди. У нас не однажды случалось: кто-то лежит при смерти или попадает в больницу в крайне тяжелом состоянии, и за ним такой же рецидивист и наркоман вызывается ухаживать. Так вот: не всегда родные, благополучные люди так заботятся о близких, как наши братья друг о друге. А это ведь о многом говорит…
Кому-то слова монахини покажутся натяжкой. Хотя на самом деле в жизни много условных, относительных, парадоксальных вещей, которые оцениваешь иначе, стоит только поменять угол зрения. Есть замечательная фраза: «У каждого святого есть прошлое. У каждого грешника – будущее». В реальной жизни бывает довольно сложно разобраться в том, кто есть кто на самом деле… Но оказавшись в одной лодке, и те, и другие выигрывают и спасаются в случае сотрудничества (а есть и другое хорошее слово – соработничества) и тонут все, если не хотят мириться с обществом друг друга.